Людмила Бутузова
В отличие от Кунцево, где люди хотя бы догадывались, что их ждёт и пытались дать отпор строительному монстру, «второй фронт» в Люберцах был открыт без предупреждения. Скромную промбазу внезапно атаковал вооруженный ЧОП, немногочисленных работников уложили лицами вниз, и далее события развивались по отработанному сценарию...
ОБЪЕКТ НАПАДЕНИЯ
Промбаза занимает уголок по адресу г. Люберцы, 3-е Почтовое отделение, д.36 «а». В паре шагов от него - Москва. На этом месте сходятся с десяток автомобильных дорог, в пяти минутах ходьбы новое метро Котельники. У базы 80 соток земли, 11 капитальных объектов – автосервис, кузница, склады... Часть территории сдаётся в аренду.
До 2007 года земельный участок принадлежал министерству обороны РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования. Объекты недвижимости, возведенные в советское время (в период с 1982 по 1990 год) принадлежали оборонке на праве собственности. В середине 2000-х, избавляясь от непрофильных активов, ведомство выставило на продажу и этот объект. С июня 2007 года его законным обладателем за 17 млн. рублей стало частное ООО. На прежних условиях – постоянного (бессрочного) пользования – фирме отошёл и земельный участок. Согласовывая границы, районная администрация исходила из требований действовавшего на тот момент законодательства, предусматривающего, что права на землю и объекты недвижимости, имевшиеся у старого собственника, в полном объеме переходят новому владельцу.
Время шло. Изменилось земельное законодательство. Изменились порядки. К тому же, случившаяся в Подмосковье муниципальная реформа преобразила Люберецкий район в городской округ, в связи с чем «упорядочивание» земельных отношений стало ещё более рьяным, но, разумеется, во благо «развитию округа». Малому бизнесу «прикрываться бумажками о собственности» стало просто невозможно. Бывшее «ваше» стало как бы "ничье", и власть изобрела множество препятствий, чтобы подольше удерживать земельные участки в неопределенном статусе. Попалась и наша промбаза. В условиях «развития округа», когда даже автобусная остановка становится застройкой в особо крупных размерах, 80 соток земли вызывает сильнейшее слюноотделение.
- Нас это волновало, - рассказал «НИ» зам. директора ООО Денис Исаев. – Фирма рассчитывала жить и развиваться. И вдруг земля оказывается в подвешенном состоянии и ты чувствуешь, что ее могут выдернуть. Стали пытаться оформить права собственности. Нам отказали, рекомендовав подать заявление на предоставление долгосрочной аренды. Просим аренду на 49 лет. Получаем рекомендацию уменьшить желаемый срок. Уменьшаем. Последнее заявление было подано в 2018 году с просьбой предоставить аренду сроком хоть на 3 года – какой-никакой, но все-таки статус. На промежуточном этапе мытарств межведомственная комиссия дала положительное заключение. Мы даже выдохнуть не успели, а нас уже снова придушили. Горадминистрация подает на ООО в суд за якобы незаконное пользование участком, и нам выкатывают штраф под 8 миллионов рублей. Все лето судимся, опротестовываем, пытаемся доказать, что «незаконность» возникла в результате странных действий самой администрации. Подаем встречные иски с реальным опасением, что пока идет тяжба, штраф удвоится. Параллельно, – как будто из рукава фокусника выплывает еще одна напасть - «акт о выявлении самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории базы». Власти выдвигают требования об их немедленном демонтаже. Что за таинственный акт? Кто и на каком основании капитальные постройки признал временными? Окрепли подозрения, что нас специально разоряют и изматывают, чтобы сделать жертвоприношение какому-то сильному интересанту.
В октябре 2018 года стало известно имя этого интересанта - группа компаний ПИК. Сильнейший застройщик, имеющий в своем активе 47 жилых комплексов на территории Москвы и Подмосковья, и нынешним летом начавший строительство еще 10 ЖК, в том числе «Жулебино-парк» в Люберцах.
К несчастью для промбазы, последняя новостройка расположилась у нее за спиной. Вынужденное соседство вполне могло обойтись без драматических последствий. Ведь с началом строительства нового ЖК администрация подобрала уважаемой кампании другую дорогу для проезда ее тяжелой техники и большегрузов – через двор многоквартирного дома № 36 по Шоссейной улице. За месяц машины, идущие сплошным потоком, довели жителей до белого каления и массовых протестов. Ни запугать, ни прогнуть людей не удалось, и тогда власти изобрели новую комбинация для беспрепятственного проезда техники ПИКа по чужой территории. Базу просто захватили в пользу застройщика, обставив хапок «законными» основаниями типа абсурдных судебных исков и устрашающих актов о сносе устаревшей недвижимости.
Простой, как слеза ребенка, вопрос: а договориться с фирмой было нельзя? От группы ПИК снисходят до общения с органами власти три переговорщика – Максим, Алексей, Сергей (других данных об этих представителях у чиновников нет). Так вот, рассказывают, на днях в администрации, созвавшей трехстороннюю комиссию по урегулированию конфликта, прозвучал наконец этот детский вопрос о договоре. Переговорщики с прощальным словом «Да пошли вы все!» хлопнули дверью.
"ЖИТЬ ХОЧЕШЬ? ЗАТКНИ ПАСТЬ!"
- В тот день я был у себя на складе, вместе с клиентом, - вспоминает арендатор, несколько лет снимавший ангар на промбазе. - Услышали шум. У нас обычно спокойно, чужих не бывает, машин немного. А тут мат-перемат, крики… Вышли. Во дворе куча людей в одинаковых зеленых бушлатах, многие в масках. Каких-то опознавательных знаков я не заметил. Наши сторожа на земле, мордой вниз, кто юшку размазывает, кто зубы выплевывает. Похоже на рейдерский захват. Но я тогда об этом не думал, едва успевал от тумаков уворачиваться, моему клиенту тоже досталось. Да там всех без разбору били. Изловчился, схватил одного боевика за руку: «Вы кто? Что здесь происходит?» Он пятерней мне в лицо: «жить хочешь - заткни пасть!» Пошли друг на друга с кулаками. За что я заработал фингал, не знаю, ему «за травму» хозяева обещали три косаря. Вот тогда, когда он проговорился про таксу, я, кажется, и узнал, что на базе орудует ПИК. Заплатили ему хозяева или нет, узнавать что-то неохота. Из нашего начальства на территории был только управляющий – Костя Мищенко. Мужик здоровый, но такая свора насела, – пинают, топчут, что не отобьёшься. Потом его загнали в машину и не выпускали до ночи. Наши хозяева подъехали, узнав, что на базе буза, но их сразу оттеснили на дорогу и не давали приблизиться к воротам. Полиция? Да, была - две машины и несколько полицейских. Они не вмешивались – то ли команды не было, то ли боялись этих головорезов. Сидели в машинах и наблюдали. Один раз от них прозвучала команда – снять маски. Никто не послушался. Некоторые сразу были без масок, своими бородами прикрывались. Что было дальше? Да ничего, арендаторов – человек пять на тот момент – распихали по помещениям, и мы уже мало что видели. Грохот слышали – это они стену в заборе выламывали, делали себе сквозные ворота. Потом ещё что-то крушили, так все и брошено – навесы, бытовки. Блоки ворочали. Краном, конечно, вручную они неподъёмные. Когда нас выпустили, посреди базы была выгорожена дорога под тяжёлую технику. Сделали так, что все наши машины оказались за бортом, не отодвинешь - не выскочишь. Пришлось кланяться, чтобы открыли проезд, и уносить ноги. Как выбирался управляющий, я не знаю. Приехал через три дня – всё то же самое, власти нет, на хозяйстве бородачи. Мой бизнес начал гореть и я перебрался в другое место. Другие арендаторы тоже разъехались. Кому охота рисковать головой и ставить под удар своё дело? Товар вывозили с полицией. И это единственная реальная помощь, которую мы от неё увидели...
На самом деле кто-то и этого не дождался. У одного из арендаторов — ООО «Крацер» - были сбиты замки на складе и похищено строительное имущество на 500 тыс. рублей. Украли сварочный аппарат, электроинструменты, сухие смеси и др. Доступ на территорию был только у чоповцев ПИКа. Заявление в полиции лежит почти два месяца, на след похитителей выйти не удалось. На вопрос «Новых Известий» - почему так? – участковый - единственный, кто согласился встретиться «не для протокола», - по простому и сказал: «Не велели нам лезть. Компания серьёзная. У неё своя полиция, свой ОМОН, да и прокуроры с судьями, наверно, тоже свои. (выделено нами - ред.) Разберутся, если надо. А мы что можем? Списка тех, кто захватывал базу, нам не дали.. А если бы и дали, как ты его опознаешь? По бороде?..
ОТКРОЙ ЛИЧИКО
Ухватиться за бороду или хотя бы узнать, кто взращивал и холил эту агрессивную растительность, пытался и генеральный директор промбазы Вадим Гнедаш, сразу после налёта поставивший вопрос ребром перед администрацией городского округа. Копия его письма, адресованного главе города Владимиру Ружицкому, имеется в редакции. Приводим его практически полностью.
«02 октября на территорию промбазы, расположенной по адресу Московская обл..Люберцы, ул. 3-е Почтовое отделение, д. 36 А, прибыла группа бородачей, которые представились как «чеченцы», и силой, избивая сотрудников ООО «Люберцы Инвест», захватили земельный участок. При этом ссылаясь на то, что указания на эти действия получили лично от Ружицкого В.П., который договорился об этом с Адамом Делимхановым из «Президент-Отеля». Бородачи действовали нагло, захватив участок, они заблокировали сотрудников ООО «Люберцы-Инвест», прекратили доступ на участок автомашин и постоянно ссылались на личное распоряжение Ружицкого. Прибывшие по вызову сотрудники полиции при этом бездействовали. В связи с такими действиями «чеченцев» ООО не имеет возможности эксплуатировать расположенные на земельном участке здания, арендаторы не имеют возможности использовать арендованные помещения, что создает для ООО неблагоприятные экономические последствия. В связи с изложенным, прошу… предоставить сведения о нормативном либо ненормативном акте, на основании которого администрация городского округа Люберцы полагает возможным нанимать бандитов для силового захвата и удерживания земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010211:286. Приложение: фото «бородачей» в 1 экз.»
С ответом, содержащим нормативный либо ненормативный акт, Ружицкий задержался. Все сроки давно прошли. База в осаде, на грани разорения, за полтора месяца захватчики разрушили и загадили там всё, что можно. Законных хозяев дальше ворот не пускают. Назначены ли новые - кем и на основании каких тайных актов, - неизвестно. Вообще непонятно, кому теперь принадлежит этот проходной двор. Есть какая-то папка, которой пиковская охрана машет перед сотрудниками базы и перед полицией, когда той приходит в голову поинтересоваться, кто здесь главный. Но папку в руки никому не дают, и что там внутри за сюрприз остается загадкой. Чиновники, едва завидев руководителей промбазы, разбегаются по кабинетам, в лучшем случае посылают выяснять отношения в судах. Доступа к главному телу нет - жалобщиков и просителей глава горадминистрации принимает раз в месяц, по часу в день.
- Мы пришли к выводу, что единственный путь решить проблему – брать свою собственную базу штурмом, - говорит Денис Исаев. – Все остальные «цивизованные» методы бесполезны, в неправовом поле они не работают и никогда работать не будут. Прекрасно понимали, что штурм – рискованная затея: Их много, нас мало, и здесь не Кунцево, куда за правое дело слетается пол-Москвы. Нам даже информационную блокаду прорвать не удалось. Для федеральных СМИ (а мы туда стучались) история в Люберецком районе не интересна, местная пресса в упор не видит издевательство застройщика над нашей фирмой и с голоса учредителя поет, что это «спор хозяйствующих субъектов». Нам остается надеяться только на себя. Собрали немного денег, наняли пару крепких человек, друзья откликнулись, знакомые, которым не все рано, что с нами происходит. Выбрали день, когда чоповцев на базе будет поменьше, и выдавили их превосходящей массой. Это было 19 ноября. День штурма мы, естественно не афишировали и полицию не звали. Она сама приехала на автобусе плюс шесть автомобилей ППС и ДПС. В общей сложности тридцать человек личного состава, включая заместителя начальника РОВД, начальника местного отдела полиции и кинолога с собакой. Нас, штурмующих свою собственную базу, было в два раза меньше. Сначала всех пытались повязать за организацию несанкционированного митинга, нашему юристу удалось доказать, что здесь происходит совсем другое. Потом полицейским поступил какой-то приказ, и они перестали вмешиваться, просто следили за порядком. Скорее, за тем, не вернутся ли изгнанные чоповцы с подмогой. Не вернулись. И вообще после нашего штурма они как в воду канули, со стороны ПИКа - ни звука, даже машины перестали ездить.
Победа? Можно сказать и так, если бы пришёл конец идиотизму, спровоцировавшему весь этот процесс с мордобоями, штурмами и перехватом собственности из рук в руки. Но на конец что-то не похоже. Притаившиеся чиновники к «победителям» не выходят, чей флаг сегодня над строптивой базой – белый или красный – им докладывает полиция по телефону.
- Ружицкому без конца звонили и во время нашего штурма, - подтверждает Исаев. - Мы ждали, что он приедет. Был очень благоприятный момент, чтобы спокойно разобраться, расставить все точки и прекратить изнурительное противостояние. Он не приехал. Почему? Что за этим последует? Как они теперь будут действовать?
НЕ ЖИЛЕЦ?
По событиям в Люберцах «Новые известия» направили официальный запрос главе администрации округа, не удовлетворившись коротким комментарием руководителя информационно-аналитического управления Вячеслава Широкого, что "все у них происходит по закону». Ждём оценки ситуации от Владимира Ружицкого и обязательно познакомим с ней наших читателей.
- Разбежались! – охладил пыл «НИ» источник в администрации, на правах анонимности согласившийся высказать свою версию происходящего, так как сам находится «во внутренний оппозиции» и не заинтересован, чтобы об этом узнали другие. – Дед попал, штаны мокрые, в таком положении ему лучше не светиться, - рассуждает собеседник. - Я вообще думаю: если бы не шумиха в Кунцево, раздербанили бы эту базу по-тихому, никто бы и не узнал, что она была. В этот раз сложилось неблагоприятно: в Кунцево ЧОП, и у нас ЧОП, в Кунцево ПИК, и у нас – тоже, там отъём собственности в крупных размерах, у нас – в малых, но в целом картина политически опасная для шефа. Я бы даже сказал, для страны – ему сверху звонили: не раскачивайте лодку! Он бы и рад, под самим кресло качается, но не выходит, все время кто-то подгаживает. Чудаки с базы на него ещё и «Президент-Отель» вешают вместе с Делимхановым. Я их понимаю: защищаются как могут. Но вот этого не надо! Услужить и в рот положить – тут Ружицкому равных нет, а чеченцы не его тема, он ими не рулит. Здесь всем рулит ПИК, и нет такого, чтобы они чихнули, а мы здравия не пожелали. С землей так же было: показали пальцем, где им надо, - отказать невозможно. Да и зачем отказывать? По большому счёту, это негосударственный подход. Должны же они как-то ездить к месту жилищного строительства...
О, да! Ради столь высоких целей можно ездить и по чужим интересам и по живым головам. Вот что, интересно, они курят в своей администрации, если даже у «оппозиции» типа моего собеседника, такие отклонения от нормы? Вопрос его удивил. Если, говорит, вы про эту пострадавшую фирму, то надо понимать,- она все равно не жилец. Маломощная, в долгах как в шелках, перспективы нет, просто лежит колодой - из принципа, что она собственник, и место занимает. Это знаете, тоже как-то … неправильно.
Съездили с Денисом Исаевым на базу. Вопреки ожиданиям, колодой она не лежала. Вполне себе живенькая: техника работает, люди хлопочут – ремонтируют ангары, прибирают территорию после учинённого разбоя. Бетонные блоки, которыми огораживался ПИК, растащили по углам. Что делать со схемой проезда, которую установил застройщик, чтобы его техника не теряла ориентир в сторону строящегося ЖК? А с новыми воротами, которые специально для этого пробили в стене?
- Решили оставить, - мирно сказал управляющий Мищенко, которого чоповцы славно отделали при налёте 2 октября. - Мы ж не звери, понимаем, что стройку не бросишь, грузы возить надо. Пусть ездят...
ЖК «Жулебино парк» ПИК рассчитывает закончить в 2024 году. Надо продержаться. И хорошо бы обойтись без жертвоприношений.