Людмила Бутузова
Об этом заявил на сессии Орловского горсовета руководитель МУП «ТТП» Александр Коровин при гробовом молчании депутатов и руководителей города, весь год нахваливавших орловцам «дареного коня». «Кони» наконец добрались по железной дороге (20 автобусов, 13 троллейбусов и 15 трамваев), с помощью погрузчиков переместились на базу МУП и были осмотрены местными специалистами. Диагноз – состояние предсмертное, пациентам требуется длительное дорогостоящее лечение, не исключен летальный исход. Последнее относится прежде всего к самому трамвайно-троллейбусному предприятию, которое находится в кризисе уже много лет и не имеет средств не только на уход за чужими конями, но и на поддержание собственного существования.
– Мы, конечно, напряжёмся, чтобы более-менее привести их в соответствующий вид, но два трамвая ржавые, полностью разбитые, – поделился с «НИ» Александр Коровин. – Это большая обуза…
Чтобы не обидеть Москву, здесь прямо не говорят, что лучше бы она сама утилизировала свой металлолом, а не всучивала сомнительные активы, которые постоянно будут требовать финансовых вливаний и тянуть на дно и без того дырявый бюджет предприятия. Не стесняется только депутат облсовета Виталий Рыбаков. Он записал видеообращение, в котором призвал главу администрации города Александра Муромского отказаться московских подарков:
«Бесплатный сыр только в мышеловке. Жители Орла не заслуживают, чтобы им передавали такие автобусы. Тула недавно получила от Москвы 50 новых автобусов. А в Орле что, люди второго сорта? Нам не нужны бэушные, изношенные автобусы».
Но что уж теперь… Что дали - то дали.
О том, что город получит старый московский транспорт, стало известно ещё в начале года. Москва обновляла свой парк, списанные троллейбусы и автобусы решено было безвозмездно передать регионам. В число счастливых получателей подарков попали Иваново, Йошкар-Ола и Орёл, рассчитывавший за счёт благодетелей хотя бы ненадолго улучшить транспортную ситуацию. Власти на все лады нахваливали московский сэконд-хэнд, как единственный способ обновить подвижной состав общественного транспорта в городе.
Между тем выяснилось, что с подарками не всё так просто. Ещё в феврале местная газета «Красная строка» опубликовала попавший ей в руки «Акт осмотра подвижного состава», который Москва «отписала» Орлу. Выводы специалистов были не утешительны: 28 единиц электротранспорта не только не сделают пассажирскую сеть города лучше, а усугубят её. Чем же? А вот: «15 вагонов КТМ 71-619К изготовлены ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова» в период с 2001 по 2004 год. Выпуск этой модели прекращён пять лет назад из-за большого расхода электроэнергии и устаревших конструктивных особенностей. Комиссией выявлено, что грубо нарушены сроки проведения капитальных ремонтов: он либо вообще не проводился, либо проводился лишь один раз. Представленные для осмотра 13 троллейбусов не эксплуатируются, только один из них прошёл через капитальный ремонт, остальные работали на износ в нарушение существующих правил эксплуатации». Что касается трамваев, специалистам удалось осмотреть лишь две единицы из предлагаемых, остальные в это время находились на линии и были, предположительно, в рабочем состоянии. По иронии судьбы Орлу достались именно те дохлые «единицы», у которых ещё год назад не было сил сбежать от экспертизы.
Но в общем-то Москва так долго тянула с вручением подарков, нещадно эксплуатируя их у себя дома, что практически все они дошли до Орла в невменяемом состоянии.
— Город получил 19 низкопольных автобусов, которым уже по 14 лет, - рассказала «НИ» активистка профсоюза водителей Марина Прокофьева. - Состояние транспорта вы видите сами, на фото. Часть элементов свободно отрывается руками. Заклеенные скотчем и закрашенные краской элементы кузова свободно можно проткнуть пластмассовой шариковой ручкой. Вздувшаяся краска скрывает под собой гнилой металл. Оптические приборы разбиты. Кабины водителей находятся в ужасном состоянии. Приваренные шпингалеты вместо штатных запорных механизмов. Наше родное старьё выглядит в сто раз лучше, мы и ухаживаем за ним лучше.
К тому же выяснилось, что московские автобусы 15 метров длиной совершенно не подходят для узких улиц Орла. Выведи такую кишку в рейс, на первом же повороте её разорвёт пополам.
Короче, подарки из серии «на тебе, боже,что нам не гоже» разочаровали Орёл. Власти ломают голову, что с ними дальше делать? Ремонтировать? – себе дороже. Москве вернуть? Не получится, она ж от чистого сердца предлагала. Сбагрить ещё кому-нибудь? Ну разве что в деревню… Под курятники.
Возможно, у кого-то найдутся идеи и получше. Орёл всегда открыт для бесплатных предложений.