В конце октября "НИ" опубликовали открытое письмо писателя Захара Прилепина в адрес президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, российских журналистов, интеллигенции Казахстана и всех разумных и сочувствующих людей. Письмо было посвящено готовящейся, на бюрократическом языке, оптимизации а де-факто - закрытию дома-музея поэта Павла Васильева.
Захар Прилепин был обеспокоен слухами о возможной "оптимизации" - фактически, закрытия дома-музея поэта Павла Васильева в городе Павлодар. Там Павел Васильев прожил несколько лет из своей недолгой 27-летней жизни.
"Надо, наверное, сразу для людей не осведомлённых сообщить, совершенно спокойно, что Павел Васильев — гениальный поэт, и, если уместны в данном случае иерархические таблицы, то, в моём понимании, он входит в пятёрку лучших поэтов XX века, и в десятку лучших русских поэтов вообще. А вы знаете, какая там конкуренция, - писал Захар Прилепин. - Осип Мандельштам говорил (уже после смерти Маяковского и Есенина): "В России пишут Ахматова, Павел Васильев и я". Алексей Толстой и Леонид Леонов говорили, что дар Васильева сопоставим с есенинским, причём Леонов отдавал предпочтение именно Васильеву.
Для меня Васильев — одно из сильнейших и пожизненных потрясений; по сути — чудо. Перечитываю его двадцать лет - много поэтов за эти годы утеряли высокую степень воздействие на сердце, - но это не случай Васильева.
Важная его черта — он не просто русский поэт, он поэт евразийский, где западное и восточное, русское, казацкое и казахское — слиты воедино. Восток для Васильева был не экзотикой, как для многих русских поэтов, а сутью, плотью его поэзии, нерасторжимой органикой. Казахский народ может гордиться Васильевым не меньше, чем русские люди или казачье сословие. И казахский характер, и трагедия казачества, и русская страсть, русская ярость — всё это для Васильева равновелико.
Первая попытка оптимизации единственного в мире музея великого евразийского поэта имела место в 2015 году. Тогда отстояли.
Новое руководство Павлодарской области в апреле текущего года публично заверило казахстанцев и россиян в том, что сохраняет преемственность в данном деле, и музей продолжит работу. Тем не менее, нам сообщают, что оптимизация музеев началась, осуществляется негласно и поспешно. Высока надежда на внимание к проблеме Нурсултана Назарбаева.
Хотелось бы надеяться, что российские парламентарии, посол России в Казахстане, высокопоставленные работники культурной сферы, не останутся в стороне. Поэт - Божья дудка. Голос поэта организует речь и сознание нации. Голос поэта — объединяет народы. Обижать поэтов, даже после их ухода — последнее дело".
Обращение возымело свой эффект и музей удалось отстоять.
"Пришла отличная новость, - пишет Захар Прилепин. - Музей великого русского поэта Павла Васильева в Павлодаре отстояли. За который и я, и некоторые мои товарищи вступались. Всем поклон. Руководство Казахстана оказалось внимательно к нашим просьбам. Спасибо им".
Павел Васильев родился в городе Зайсан на территории нынешнего Казахстана в 1910 году в семье учителя. В 1911 году родители впервые привезли его в Павлодар,там семья прожила два года. Первые стихи будущий поэт написал в 1921 году. В дальнейшем он сочинил стихотворение к годовщине смерти первого главы советского государства Владимира Ленина, ставшее школьной песней.
В середине 1920-х годов Павел Васильев вновь оказался с родителями в Павлодаре, а по окончании школы уехал на Дальний Восток, где учился в местном университете. Там прошло его первое публичное выступление, в местных газетах впервые публиковали его стихи. В дальнейшем поэт жил и публиковался в печати в разных городах страны, к нему постепенно приходила слава.
Весной 1932 года он был впервые арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группировке литераторов и приговорён к ссылке на север на три года, но вскоре условно освобожден. В 1934 году после статьи Максима Горького "О литературных забавах" началась кампания травли Васильева: его обвиняли в пьянстве, хулиганстве, белогвардейщине, защите кулачества и т.д. В январе 1935 года он был исключён из Союза писателей, в июле арестован и осуждён за "злостное хулиганство", но также освобождён через год.
В феврале 1937 года Павел Васильев был арестован в третий раз и приговорён уже к расстрелу по обвинению в принадлежности к "террористической группе", якобы готовившей покушение на Иосифа Сталина. Был расстрелян в московской Лефортовской тюрьме 16 июля 1937 года и похоронен в общей могиле "невостребованных прахов" на кладбище Донского монастыря. В 1956 году посмертно реабилитирован.