Posted 28 ноября 2018, 14:48
Published 28 ноября 2018, 14:48
Modified 7 марта, 16:30
Updated 7 марта, 16:30
Борис Рожин опубликовал в своём Живом Журнале статью, присланную одним из его читателей. Неизвестный автор обращает внимание на все те неприятности, которые появились и продолжают появляться перед Трампом:
"А вы знаете слова gerrymandering и trifecta? Не знаете? А придётся! Ну, то есть, если вы таки хотите понять итоги американских выборов.
Что видно на поверхности? "Синяя волна", о которой говорили Демократы, таки случилась. Демократам удалось получить большинство в Палате Представителей - нижней палате американского парламента. Туда прошло рекордное количество женщин, включая двух мусульманок и двух дам, считающихся Native American, и являющихся членами племён. Республиканцам удалось не просто сохранить контроль над Сенатом, но и приумножить отрыв. Сейчас у них не 51 сенатор, а 52 и хороший шанс получить ещё два места (одно, в Миссиссиппи по сути гарантировано, второе, в Аризоне, - посмотрим). Замечу, что Сенат потерял парочку противников Трампа из его же партии (например, второй сенатор от Аризоны ушёл в отставку, отказавшись переизбираться). Однако это далеко не вся картина.
Что осталось за скобками для иностранных наблюдателей? Сразу скажу, что республиканцы выборы проиграли. Проиграли с не самым большим счётом, но таки проиграли. Конечно, они ссылаются на то, что партия президента всегда проигрывает выборы через два года после его избрания (так называемые midterms), но им от этого не легче.
Захватив Палату Представителей, демократы получат в свои руки немало инструментов для того, чтобы клевать Трампа: именно у нижней палаты есть право проводить расследования и требовать показаний под присягой (subpoena). Первым делом они собираются потребовать у него раскрытия его налоговых деклараций - то, что им не удавалось пока большинство удерживали республиканцы. Их надежда - поймать его через крючкотворство на лжи, чтобы обвинить во лжи под присягой, как это проделали республиканцы с Клинтоном.
Что касаемо победы республиканцев в Сенате, главным призом является возможность назначать федеральных судей на всех трёх уровнях вплоть до Верховного Суда. Недавнее назначение было затруднено не только эмоциональной атакой женщин на Кавано, но и тем, что в Сенате были несогласные с кандидатурой в том числе и среди республиканцев. Теперь их преимущество будет более надёжным. Другой бонус - сенаторы избираются на шесть лет, а не на два. Однако стоит отметить, что в этом цикле большая часть переизбираемых сенаторов была демократами, так что у их партии было больше шансов потерять места.
Также наблюдатели и аналитики отмечают отсутствие чётких закономерностей. Например, у демократов были проигравшие гонку как среди левых радикалов (например, афроамериканец, хотевший стать губернатором Флориды и конгрессмен, возжелавший стать сенатором от Техаса), так и умеренные демократы, апеллировавшие к центристам (выборы в сенат во Флориде, Северной Дакоте и ещё в паре мест). С другой стороны, в реально консервативном Канзасе избрали губернатора-демократа и конгрессвумен-лесбиянку.
Что можно сказать про будущее? Тут мы вспоминаем слово trifecta. Оно означает успешное угадывание первых трёх мест в лошадиных гонках. В политике же это означает полный контроль той или иной партии над исполнительной и законодательной властью. Например, республиканцы имели это после избрания Трампа, но совершенно бездарно потратили первый год его пребывания у руля. По моему глубоко личному мнению это произошло из-за старого фанатика МакКейна, который возглавил сопротивление Трампу в Сенате (с Палатой Представителей у того были куда как более продуктивные отношения), зарубив, к примеру, попытку отменить систему здравоохранения Obamacare Так вот, до этих выборов полная власть на уровне штата имелась в 25 штатах у республиканцев, и только в восьми - у Демократов. Эти же выборы позволили демократам полностью захватить 14 штатов, тогда как у республиканцев осталось 22 (хотя и с меньшим общим населением). Остальные 14 поделены.
Какое это имеет значение? Очень даже немалое.Тут надо вспомнить слово gerrymandering. Оно означает махинации партии у власти для того, чтобы провести границы избирательных округов в свою пользу. Эта демаркация (redistricting) проводится каждые десять лет, и следующую будут проводить в 2022-м, основываясь на данных всеамериканской переписи населения, которая состоится в 2020-м. Это, как и выбор судей из своего числа, - попытка обеспечить себе преимущество в будущем.
Ещё пара важных моментов связана с так называемыми disenfranchised voters - лишёнными права голосовать. Например, в Америке большинство штатов не допускает до голосования преступников - тех, кто находится в тюрьме, выпущен по УДО (parole), либо приговорён к надзору (probation). Однако 12 штатов лишают права голосовать навсегда. И это потихоньку начинает меняться - например, Флорида сейчас через прямое голосование (ballot initiative) вернула право голосовать всем отбывшим наказание помимо убийц и осуждённых за сексуальные преступления, а это по оценкам около полутора миллионов, среди которых весьма значителен процент меньшинств. В штате, где сейчас всё разделилось примерно пополам, это будет большим подарком демократам в штате, который имеет огромное значение для выборов Президента. И процесс возвращения права голоса отбывшим наказание идёт и в других штатах. По той же причине демократы так стараются увеличить иммиграцию - нынешние иммигранты, особенно из Латинской Америки, в большинстве своём отдают голоса именно им.
Итоговая оценка - результаты этих выборов готовят обе партии к новым решительным битвам - как на выборах, так и между ними".