Форум под названием "Астана - центр глобальной интеграции, безопасности и мира" собрал парламентариев из Азербайджана, Литвы, Италии, России, Турции, Узбекистана, Киргизии, а так же экспертов и представителей международных организаций из Германии, Индии, Китая, Швеции. Открывая конференцию, Председатель Мажилиса Парламента Казахстана Нуран Нигматуллин подчеркнул, что его страна и её Президент Нурсултан Назарбаев являются давними и последовательными сторонниками международной интеграции. Например, идею ЕвраЗЭС г-н Назарбаев предлагал еще в 1994 году.
Сегодня вполне эффективно действует ЕАЭС, однако нельзя останавливаться на достигнутом. Экономическая статистика показывает, что ЕС является основным экспортным рынком для Казахстана, России, Беларуси и Армении. Так, доля ЕС в общем объеме казахстанского экспорта составляла в 2015 году 53,5%, в России – 39,8%, в Беларуси – 31,6%, в Армении – 29,7%. Только Кыргызстан имеет незначительный объем поставок на рынок Евросоюза – 3%.
Таким образом, экономики государств, входящих в Евросоюз, во многом дополняют ЕАЭС. Так почему бы не сделать следующий шаг в интеграции?
Во-первых, наличие особого режима торгово-экономических отношений между ЕАЭС позволит сформировать зоны свободной торговли (ЗСТ) между двумя интеграционными объединения и повысит их конкурентоспособность в глобальной экономике. Дальнейшее развитие регионального партнерства может идти по пути включения в ЗСТ «ЕАЭС – ЕС» Китая, Японии и Республики Кореи с общим рынком 2,2 млрд человек.
Во-вторых, в рамках расширения глобального партнёрства между интеграционными объединениями необходимо интенсифицировать работу в реализации проекта «Экономический пояс Великого шёлкового пути». В этом направлении приоритетной задачей является разработка непреференциального соглашения по торгово-экономическим вопросам. Как известно, страны – члены ЕАЭС признали преждевременной инициативу Китая о полноценной зоне свободной торговли. Не вводя преференций в торговом режиме между ЕАЭС и КНР, но охватывая достаточный спектр торгово-экономической проблематики сотрудничества, такое соглашение должно содействовать развитию кооперации в инновационных областях, реализации транзитного потенциала союза, привлечению инвестиций.
В-третьих, создание зон свободной торговли с Европейским союзом, АСЕАН, а в перспективе и с другими крупными объединениями (например, МЕРКОСУР – общий рынок стран Южной Америки, куда входят Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай и Уругвай) позволит создать реальный противовес планируемому Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП) США – ЕС, а также уже созданному Транстихоокеанскому партнерству (ТТП). Оба этих соглашения, инициированных США, направлены на коренное изменение конфигурации глобального экономического пространства. США не скрывают, что одна из задач этих соглашений – нейтрализовать нарастающее влияние Китая в глобальной экономике.
Договор между ЕАЭС и ЕС - лишь одна из мер по развитие идеи Нурсултана Назарбаева о «Большой Евразии» - от Тихого до Атлантического океана. Как было замечено участниками конференции, богатый опыт государств Западной Европы наглядно показал, что интеграция обеспечивает повышение конкурентоспособности национальных экономик. Поэтому логично утверждать: интеграция региональных объединений может способствовать повышению конкурентоспособности этих объединений. Прежде всего создание интеграционных объединений способствует их противостоянию крупнейшим транснациональным и национальным экономическим структурам, из которых могут исходить реальные угрозы суверенитету развивающихся стран и формирующихся рынков, к которым относят страны евразийской интеграции.
Правда, идея "Большой Евразии", признают эксперты, пока нереальна в связи с западными санкциями в отношении России. Но санкции не вечны, и это следует учитывать всем, кто думает о будущем. Казахстан таким образом предлагает конфликтующим сторонам реальную альтернативу нынешним, проблемным отношениям России и Запада, как бы демонстрируя им, что рядом, в Астане, есть площадка для переговоров и выработки новых принципов международной политики.
"Успех глобализации, развитие и углубление сотрудничества между интеграционными объединениями зависят от политической воли и соответствующего институционального строительства". - считает казахский политолог , член Общественного совета при МИД Султан Акимбеков.
Кстати, миротворческую роль Казахстана, как говорят участники конференции, высоко оценили в ООН и других международных организациях. Один из примеров тому - переговоры по межсирийскому урегулированию, очередной раунд которых начнется 28 ноября в Астане.