Комментируя слова спецпредставителя США по взаимодействию в Сирии Джеймса Джеффри, рассказавшего про неоднократые столкновения в этой стране американских войск с российскими военизированными структурами (т.н. ЧВК). Дмитрий Глуховский в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сказал:
"Во-первых, надо отметить, что наемников придумали не мы, ради справедливости. Была компания Black Water, которая потом была переформатирована из-за многочисленных скандалов в связи с тем, как она нарушала права мирного населения Ирака и Афганистана на жизнь и собственность, ребрендинг прошел, она вот сейчас называется Academi, к которой имели отношение лица, приближенные к Джорджу Бушу-младшему и к его папе. То есть не мы это придумали.
Потому что наши чего могут сказать? "А чего? А вон американцы то же самое делают". И это, кстати, достаточно остроумный способ, во-первых, купировать любые народные протесты. То есть - это не призывная армия, которая должна заниматься только благовидными делами, по идее. Это наемники, которые, ну, просто вот таким образом деньги зарабатывают.
Но в столкновение российских людей с оружием с американскими военными поражает степень безответственности нашей. Вот это вот шапкозакидательство и такая казачья удаль, которая хороша, конечно, при разгоне безоружных студентов, которых можно сечь нагайками. Но в случае столкновений с представителями последней мировой сверхдержавы, мне кажется, это как-то немножко… Ну, отдает как и многое, что делается в нашей международной политике формальной и неформальной, идиотизмом.
И самое главное, что я лично (ну, со своим скудоумием политическим) никак не могу сообразить, какие такие цели могут оправдать вот это… Складывается впечатление, что это человек, который сидит на каких-то медикаментах, и у него, вот, ощущение рисков изменяется по сравнению с человеком с незамутненным сознанием. И вот люди, которые у нас принимают решения о том, что мы будем сейчас слать наемников, и наши наемники будут вступать в открытое противодействие или в какие-то вооруженные конфликты с американскими, например, кадровыми военными, это, ну, какая цель в принципе может это оправдать? Что, мы там получим какой-нибудь урановый рудник где-нибудь в Центральной Африке? Или что там у них? Какой там сверхценный ресурс у них есть?
Для меня это, честно говоря, трудно понять. Несмотря на то, что наша армия сейчас включена, согласно каким-то мусорным рейтингам, в тройку сильнейших армий мира, в принципе, у нас задница-то голая. Ну, то есть, как бы, мы всё, что было, потратили вот на эту армию. Но экономики, которая и дальше могла бы обеспечивать наши несоразмерные политические амбиции, внешнеполитические амбиции, у нас нет. И закончится всё, вполне вероятно, так, как закончилось с Афганистаном, когда первый более-менее крупный конфликт с нашим участием привел просто к измождению и истощению экономики, и ко всем последовавшим политическим протестам, дестабилизации ситуации в стране и, собственно, распаду Советского Союза. Зачем?
Тогда, в случае с Советским Союзом, они думали, что исламизм проникнет через Афганистан в республики Средней Азии. Люди, сидевшие в Политбюро, считали, что это серьезная опасность и угроза для стабильности вообще Средней Азии, ну и Советского Союза. Но сейчас-то что оправдывает вмешательство в ситуацию в африканских странах? Выяснилось же, что это не только Центральная Африка, а около десяти стран так или иначе почувствовали на себе наше присутствие и влияние, и так далее.
Зачем это делается? Ну, как бы, логично, когда империя, находящаяся на подъеме, с экономикой, интересы которой уже перехлестывают ее границы, начинает экспансию. Но это не наш случай. У нас всё, как бы, внутри стагнация, если не медленный коллапс. В этой ситуации начинать расширять свое международное присутствие, тратить на это деньги, усилия, раздражая и других игроков, у которых всё с экономикой в порядке - идиотизм, извините за повтор, как бы. Но здесь трудно подобрать более точное слово.
А вот история с наемниками, которые жалуются на российские власти, подают иски - это дезорганизация. Просто хреново отлаженная работа. Этот вот международный кейтеринг, которым мы занимаемся и в Центральноафриканской республике, и в Сирии, и в Донбассе, и так далее, вот этот кейтеринг, конечно, организован так же хреново, как и многие другие вещи.
Ну, если, с другой стороны, такой абсурд происходит в Главном Разведывательном Управлении, то что мы ждем от частной организации? Ну, вот, что происходит на строительном рынке, то и в ЧВК происходит, наверное, более-менее".
- А перспективы какие-то есть у этих исков? - спрашивает радиоведущая Оксана Пашина.
"Ну, грохнут этих людей, наверное, которые иски подают, - отвечает Дмитрий Глуховский. - Откуда они подают иски эти? В отсутствии возможности человека толком как-то по-человечески казнить, приходится выдумывать всякие другие способы, чтобы, ну люди, там не знаю, выпали из окна, например, и так далее".