Posted 23 ноября 2018, 16:51
Published 23 ноября 2018, 16:51
Modified 7 марта, 16:33
Updated 7 марта, 16:33
"Самозянятые - это в первую очередь люди, которые не устроены нигде на работу официально, но при этом получают какой-то доход, - говорит Калой Ахильгов в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - Это парикмахеры, фотографы, мыловары, те, кто продают какие-то кондитерские изделия, дома изготовленные, салоны красоты и так далее. Вот все категории людей, которые получают прибыль, не платят с нее налоги и, соответственно, не трудоустроены нигде. Такая категория лиц у нас, в нашей стране, примерно насчитывает около 9% от активного населения. Это, по подсчетам, и как раз такие люди, которые не платят налоги.
С правовой точки зрения они безработные. Они получают доход, но этот доход нигде не фиксируется. Они могут даже стоять на учете в службе занятости, но при этом юридически они безработные. Пока ещё.
Но основная проблема в нашей стране - это не то, что люди не хотят платить налоги. Основная проблема - это то, что налоговое администрирование неустойчиво в нашей стране. Оно не прогнозируемо как для бизнеса, так и для физических лиц. Потому что сегодня, если бы я зарабатывал деньги именно таким путем, как самозанятый, я бы с удовольствием зарегистрировался. С одной стороны, у меня была была хорошая история по налоговым платежам. С другой стороны, я бы официально, ничего не боясь, получал бы деньги и говорил, что я работаю. И дальше я, понимая, что ближайшие 10-15 лет не будет никаких изменений, спокойно плачу и работаю себе. Но у нас, чтобы вы понимали, в среднем в налоговый кодекс в нашей стране (ну, сейчас не знаю, но последние 3 года) вносилось 3 изменения в месяц. Это только изменения в кодекс! Если мы берем инструкции, письма ФНС, письма Минфина, то там перечень будет куда шире, куда больше изменений. Поэтому основная проблема - это то, что люди не доверяют текущему налоговому администрированию, потому что не знают, что будет через год, через два, через три. Это основная проблема. Нет проблем, я думаю, ни одному из самозанятых заплатить 4%. Это небольшие деньги с учётом тех рисков, которые они несут, не оплачивая, например, тот же НДФЛ.
Но насколько люди охотно захотят туда пойти? Мы видим некое желание государства получить с физлиц налог в виде 4%. Но что дает государство взамен кроме тех 10 лет, в течение которых оно обещает ничего не менять? Мы знаем, как наше государство обещает. Завтра кто-нибудь инициирует законопроект о внесении изменений в этот закон — и всё, и никто не сможет этому препятствовать, этим изменениям...
Дальше. Есть источник информации о том, что вам платят. Это кто? Это тот, кто платит, и тот, кто видит, как вам платят. Как вы сказали, либо соседи, либо сам человек, который платит за это. Это это один из вариантов, один из сценариев, когда можно попасться как человек, который не платит как самозанятый. А у нас поощряется любое доносительство.
В итоге, в принципе, 4% из 50 тысяч — это 2 тысячи рублей. Немного для того, чтобы легализоваться. Но, опять же, возникает вопрос, почему я должен это делать, и второе — откуда я знаю, что завтра ничего не изменится, и это будет не 4%, а 6%? Люди, по сути, боятся выходить на свет и легализоваться, видимо, исходя из того, что один раз мы это сделали, и нас уже приметили. Гораздо разумнее по-прежнему оставаться в тени и как бы не существовать. Более того: ведь эта база данных о самозанятых потом пойдет в работу дальше. Он будет регистрировать ИП — о нем будут знать, что он работал как самозанятый. Будет он получать, как вы сказали, кредит — о нем будут знать, что он работал как самозанятый и так далее. То есть везде, по всем структурам пойдёт обмен информацией. Это тоже надо учитывать и надо понимать для себя, нужно это физлицу или не нужно.".