"Это радость на двоих. И даже больше, - говорит Александр Баунов, комментируя завершение строительства морского участка газопровода "Турецкий поток" в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - Для Эрдогана, наверное, радость несколько большего масштаба. Потому что как он сам сказал в своем выступлении: Турция превращается в энергетический хаб. А по прежнему проекту энергетическим хабом должна была быть Болгария. Когда хабом становишься ты, а не твой сосед, — это конечно, большая радость.
Между прочим, Болгария потеряла "Южный поток" из-за турок. Только своих, местных. Собственно, чем отличается "Южный поток" от "Турецкого потока"? "Южный поток" должен был начинаться под Анапой и заканчиваться под Варной. То есть проходить Чёрное море с востока на запад вдоль. А "Турецкий поток" начинается под Анапой и приходит на турецкое побережье. То есть наискосок соответственно с востока на юго-запад. И на Болгарию очень давили, тогда у власти было социалистическое правительство. Очень давил ЕС и США, чтобы "Южного потока" не было. Причины этого давления мы можем обсудить отдельно. И болгары сломались. Но сломались они как. Из коалиции, которая тогда была у власти вышла партия, не помню ее название, но это партия болгарских турок. И социалисты остались без партнера. И правительство ушло в отставку, произошли новые выборы, и их выиграл Бойко Борисов. Бойко Борисов, между прочим, охранник. Он выглядит как охранник, говорит как охранник и действительно охранник.
Он охранник Тодора Живкова. Это кто не помнит, а уже мало кто помнит – генеральный секретарь Коммунистической партии Болгарии. Ее, так сказать, бессменный советский правитель. А потом он был охранником президента, который был не президент, а бывший болгарский царь. Был такой Симеон, не помню, какой он династии, по-моему, Сакскобургготский. Это последний болгарский царь, который в раннем детстве практически покинул Болгарию после падения режима профашистского в Болгарии. Вместе с царем Борисом тогдашним. А потом вернулся в качестве президента движения за свержение Симеона.
В общем, Бойко Борисов работал у них обоих охранниками, а потом стал премьер-министром. И официально уже разорвал проект, участие Болгарии в "Южном потоке". Соответственно "Южный поток" не мог состояться. Потому что Болгария была страна, где труба выныривала из Черного моря.
Болгария повернулась своим европейским задом к России. Но Бойко Борисов, между прочим, очень успешный премьер-министр, потому что он до сих пор премьер-министр. И только теперь он говорит, что давайте нити "Турецкого потока", который выходит на турецком берегу, теперь пойдет к нам. То есть они опять его хотят. Потому что дальше из Турции предполагается, что труба, как и раньше из Болгарии по прежнему потоку должна пойти в Юго-Восточную Европу, там конечные выгодоприобретатели — Австрия и Венгрия. Австрия и Венгрия, между прочим, сильно не возражают. И не особенно хотят слушать Брюссель и Вашингтон. Потому что Австрия нейтральная страна и Путин ездит туда на свадьбу. А Венгрия вообще в последнее время считается чуть ли ни… В общем, Орбан – наш.
А вторая штука уходит в Италию. И вот та ветка, которая идёт в Австрию и Венгрию, а потом может быть и в Германию, почему нет. Немцы же продолжают строить "Северный поток-2", а чем "Южный" плох. Ничем не плох. В общем, Болгария теперь хочет ветку назад. И ей говорят в Москве, чтобы она теперь дала гарантии. Либо заставила Брюссель дать гарантии, либо вложиться финансово так, чтобы потом было невозможно выйти. Потому что "Газпром" потерял очень сильно, умеренно сильно на тех, в общем, выгадал на разрыве "Южного потока". А Турция страшно радуется.
Вся эта история имеет две причины. Главные. Одна – конкуренция между Россией и Средней Азией плюс Азербайджан, Туркмения плюс Азербайджан за то, кто будет импортером, вернее экспортером газа в Европу. А вторая – обход Украины. Но Россия когда строит потоки, обходит Украину, а Европа и США, когда говорят, что давайте построим что-нибудь из Туркмении и Азербайджана напрямую мимо России в Европу – обходят Россию. То есть одни пытаются обойти других. А те обходят первых обходящих".
В рамках проекта «Турецкий поток» основные вопросы изначально вызывала вторая часть данного газопровода, та, через которую пойдет газ на на энергетический рынок Турции, а в окрестные с нею государства Европейского союза, соглашается с Александром Бауновым преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
По второй нитке «Турецкого потока» существует масса проблем, причем они касаются, по сути своей, всех возможных вариантов его продолжения в страны Евросоюза, и в этом контексте запланированные переговоры с Грецией будут очень интересны с точки зрения растущей конкуренции за трубу.
«Соответственно, здесь в контексте дальнейшей судьбы второй нитки «Турецкого потока» нет конкуренции Греции и Болгарии, а есть конкуренция между газовыми консорциумами, которые на базе этого проекта могут быть созданы», - рассуждает Митрахович.
Одобренные Евросоюзом проекты газопроводов Tesla и Eastrink, которые могут быть использованы для доставки газа из «Турецкого потока» в европейские государства, вот возможная альтернатива для "Газпрома", поделился своим мнением Митрахович в интервью изданию ФА "Экономика сегодня".