Знаменитый американский мыслитель и общественный деятель Ноам Хомски составил список из 10 методов манипулирования человеческим сознанием, которыми пользуются политики и СМИ всего мира.
Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, которые принимают власти, с помощью постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.
Вместо того, чтобы сообщать по-настоящему важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики, СМИ наполняют информационное пространство новостями спорта, шоу-бизнеса, мистики и тому подобных сведений, действующих на реликтовые человеческие инстинкты от эротики до агрессии и жадности.
Власти создают некую проблему, рассчитанную на то, чтобы вызвать определённую реакцию среди населения, чтобы то потребовало такого ее решения, которое выгодно правящим кругам.
Поднять волну насилия в городах или организовать кровавые теракты, чтобы граждане сами потребовали принять законы по ужесточению мер безопасности и ограничению свобод.
Ровно так же можно искусственно вызвать экономический, террористический или техногенный кризис, чтобы затем побудить людей требовать ликвидации последствий даже ценой нарушения гражданских прав. Следует понимать, что кризисы сами по себе не рождаются.
Добиться принятия любой непопулярной меры можно внедряя её постепенно, день за днём, год за годом, так как это навязывалось неолиберализмом в 1980-х и 1990-х годах.
Функции государства тогда были сведены к минимуму с помощью последовательно вводимых приватизации, нестабильности, массовой безработицы, снижения зарплат. Одновременно вводимые такие меры скорее всего закончились бы революцией.
Продавить непопулярное решение власти могут, сперва представив его, как «болезненное и необходимое», чтобы добиться согласия общества на внедрение его в будущем. Всегда легче согласиться на жертвы в будущем, чем в настоящем, поскольку это не произойдёт сразу, к тому же в народе всегда живет наивная надежда, что «завтра всё изменится к лучшему» и жертв удастся избежать. Таким образом, свыкнувшись с мыслью о переменах, они со временем примут их легче.
Пропаганда, рассчитанная на широкую публику, использует доводы и интонация, словно обращается к умственно неполноценным людям. Причем, чем важнее необходимость ввести в заблуждение, тем более инфантильна речь пропагандиста. Это происходит потому, что когда к человеку обращается так, будто ему 12 лет, то и в реакции этого человека тоже будет отсутствовать критическая оценка, как это происходит у детей.
Это классический приём нейролингвистического программирования, блокирующий способность людей к рациональному анализу и критическому осмыслению происходящего. Кроме того, эмоции открывают доступ к подсознанию, куда легко можно внедрить мысли, желания, страхи и любые модели поведения. Вопли о жестокости террористов, или несправедливости властей, или о страданиях голодных людей, мешают осмыслить настоящие причины происходящего, подменяя логику эмоцией.
Для того, чтобы люди перестали понимать приёмы, которыми ими управляют, необходимо снижать качество образования у низших слоев населения, усиливая разницу с тем, которое предоставляется так называемой «элите».
Власти с помощью СМИ постоянно внедряют в общество мысль о том, что быть тупым, пошлым и невоспитанным это модно. Скандалы, жёлтая пресса, колдовство и магия, пошлый юмор и популистские заявления лишают людей возможности расширить своё сознание для понимания реальных причин происходящего.
Власти пытаются заставить человека поверить в то, что он сам причина своих несчастий, которые на самом деле происходят из-за нехватки его способности к мышлению. В итоге, вместо протестов, люди окунаются в атмосферу самоуничижения, обвиняя в своих бедах самих себя, впадают в подавленное состояние и в бездействие.
Научный прогресс последних десятилетий привел к глубокому разрыву в знаниях обывателя и «элиты». В результате, власти получили в свое распоряжение новейшие достижения биологии, нейробиологии и прикладной психологии, с помощью которых стало намного легче управлять большинством, у которого таких знаний нет