"Если вы внимательно посмотрите, что было сказано, то вы увидите, что там было сказано, что этот договор 1956 года (попытка подписать мирный договор СССР с Японией, - прим.ред.) был несовершенный, японцы сами от него отказались, надо все поправить, все изменить, - говорит Григорий Явлинский в эфире радио "Свобода". - Я думаю, что базой для переговоров с Японией должен быть мирный договор середины XIX века, 1856 года, подтвержденный потом в Санкт-Петербурге в 1875 году.
Потому что это единственный договор, заключенный в мирное время, там, где все интересы того времени, по крайней мере, были взвешены и договоренностей достигли мирным путем. Вот он является базой для разговора или обсуждения. А так наскоком, как это было сделано во Владивостоке, давайте сейчас все подпишем без предварительных условий. Это ключевой вопрос внешней политики Японии, как это без предварительных условий.
Понятно, что российский президент сейчас очень заинтересован в том, чтобы достичь такого договора, но, думаю, японский премьер не хочет, чтобы заставили его сделать харакири или просто превратили в суши. Поэтому это будет длительный и очень сложный процесс".
На самом деле Григорий Явлинский скорее всего имел в виду так называемый Симодский трактат (он же - Японско-российский договор о дружбе), подписанный в разгар Крымской войны, в феврале 1855 года адмиралом Евфимием Путятиным и дипломатом Тосиакирой Кавадзи. Обе страны тогда находились фактически в международной изоляции,но по отношению друг к другу соблюдали нейтралитет. Согласно этому договору южные Курилы отходили к Японии, остальные острова - к России. Но Симодский трактат считался тоже несовершенным и окончательно обе империи урегулировали свои границы в Санкт-петербургском договоре 1875 года.