Posted 16 ноября 2018, 14:41
Published 16 ноября 2018, 14:41
Modified 7 марта, 16:10
Updated 7 марта, 16:10
"Этот проект стал вершиной советской космической программы, одним из самых сложных когда-либо построенных космических аппаратов, во-многом опередившим свое время, - пишет в своём Живом Журнале журналист Дмитрий Горчаков. - Отчасти это его и погубило, поскольку первый полет и стал последним".
После того, как в июле 2011 года последний раз слетал на орбиту и американский многоразовый космолёт и во всех запусках вернулись к одноразовым космическим кораблям некоторое время казалось, что оба проекта были ненужными дорогими игрушками. Но они просто опередили своё время - эксперименты того же Илона Маска показывают востребованность и выгоду техники многоразового использования. К слову - и проектируемый новый российский корабль "Федерация" тоже будет многоразовым.
"Идея космического челнока проста, - продолжает Дмитрий Горчаков. - Это корабль, который взлетает как ракета, а садится как самолет. При этом у него на борту есть кабина для экипажа до 8 человек и грузовой отсек, в котором он может увезти в космос до 25 т груза. Это позволяло выводить и ремонтировать в космосе спутники и модули орбитальных станций. При этом аппарат мог использоваться и в военных целях – кроме выведения военных спутников технически ничто не мешало загружать в него и "бомбы" для сброса из космоса".
Стоит отметить - именно это в начале 1980-х очень напугало советское руководство. "А вдруг "Шаттл" сбросит из космоса бомбу на Москву?" - задавались вопросом в Кремле.
Но самое главное - многоразовые корабли могли снимать с орбиты и увозить назад на Землю в своем грузовом отсеке отслужившие своё спутники или по частям - станции. В частности, предполагалось, что на "Шаттле" вернут на землю телескоп "Хаббл" и разместят его в музее. А если снова вернуться к военной тематике - точно также, по идее можно было брать в трофей спутники противников. Потому в СССР озадачились созданием своего многоразового космического корабля.
В СССР к тому времени были свои разработки по многоразовым системам (например, проект "Спираль"), но руководство поставило задачу идти проверенным путем и по сути скопировать американскую конфигурацию. В итоге "Буран" оказался так внешне похож на "Шаттл", что неспециалист не мог найти между ними даже 10 отличий.
Но для специалиста наибольшие отличия были заметны прежде всего в системах запуска. "Шаттл" взлетал на собственных двигателях, топливо для которых подавалось из огромного внешнего бака и на двух боковых ускорителях. Сам по себе бак с ускорителями взлететь не мог. Советская многоразовая система называется "Энергия-Буран", именно потому что была связкой корабля и сверхмощной ракеты "Энергия", которая способна и самостоятельно выводить на низкую орбиту до 100 тонн груза - в 5 раз больше, чем позволяют современные российские ракеты "Протон". Поэтому при взлете "Буран" свои двигатели не использовал, а включал их лишь на последней стадии полета уже в космосе.
Первый и единственный полёт "Бурана" состоялся 15 ноября 1988 года. За 205 минут он дважды облетел Землю в автоматическом режиме - на его борту не было космонавтов. Это произошло потому, что, как говорят специалисты, у "Бурана" еще оставались проблемы с защитной обшивкой - при возвращении на Землю он потерял больше защитных плиток, чем это возможно для безопасного полёта. Но заниматься решением этой проблемы дальше помешал распад СССР и сворачивание части космических программ - ожидалось, что с людьми на борту он полетит лишь в 1994 году. У "Шаттла" же даже самый первый запуск был пилотируемым, на его борту тогда находился легендарный астронавт Джон Янг, до этого четырежды летавший в Космос и побывавший на Луне.
Система посадки у "Бурана" и "Шаттла" одинакова - они её осуществляют без двигателей, снижаясь с 200-километровой высоты как планер за десятки тысяч километров от аэродрома. "При этом для снижения огромно скорости, многократно превосходящей скорость звука, планер маневрирует в атмосфере по S-образной траектории как сноубордист на склоне, отклоняясь на сотни километров, - пишет Дмитрий Горчаков - И права на ошибку у него нет.
На высоте около 20 км, получив обновленные метеорологические данные, цифровой мозг "Бурана" принимает самостоятельное решение и планер делает резкий маневр и уходит влево. Это стало неприятным сюрпризом для руководителей полета. Драматизма добавило то, что в это же время планер теряют службы наземного слежения, т.к. он попал в слепую зону прямо над ними. Руководство даже рассматривало вариант дистанционного подрыва и уничтожения "Бурана", опасаясь, что он окончательно потерял управление. Но терпение было вознаграждено. Просто автоматика корабля решила, что при существующем направлении ветра безопаснее будет садиться с другой стороны полосы!
Почти с ювелирной точностью "Буран" приземлился на полосу, отклонившись от ее центра менее чем на метр. Это был триумф огромного числа строителей, конструкторов, программистов".
Сегодня от программы "Энергия-Буран" кроме воспоминаний могли бы остаться сотни технологий, но большая часть из них уже, к сожалению, скорее всего утеряна. Летавший в космос челнок вместе с ракетой "Энергия" погиб в 2002 году при обрушении крыши ангара на космодроме Байконур, где он хранился. Второй летный экземпляр и один из макетов стоят на Байконуре, а другие макеты и недоделанные до конца корабли превратились в музейные экспонаты – на ВДНХ в Москве, у центра "Сириус" в Сочи, в техническом музее Шпайера (Германия).
Также от программы "Буран" остался специально для неё разработанный тяжелый грузовой самолёт Ан-225 "Мрия", перевозивший "Буран" на своём фюзеляже. Сама программа "Энергия-Буран" официально не закрыта, но ясно что довести её до конца уже практически невозможно да и не нужно - новое время неизбежно породит новые, менее затратные и более продвинутые технологии.