"Давайте заглянем в первоисточник, - пишет в Живом Журнале Лев Вершинин. - В TМCS все прописано предельно четко: Штаты вправе создавать военные базы на всей территории Японии по своему усмотрению, Япония не вправе отказать. Таким образом, "высокопоставленные" и, естественно, анонимные "источники в МИД Японии" либо врут, либо не существуют в природе. Что, к слову, подтверждается и сообщением о том, что "Япония начинает переговорный процесс с США по этому вопросу", потому что, будь у Токио право не согласиться, такие переговоры были бы ни к чему.
Таким образом, вопрос о базах может быть решен исключительно Штатами, и если Штаты согласятся, в TMCS придется вносить поправки, фактически ослабляющие геостратегическое положение США в регионе, тогда как США, подразумевая "китайский" сюжет, напротив, намерены его усиливать. Это подразумевает полное прохождение процедуры рассмотрения и утверждения на Холме, что само по себе долго и сложно, а после выигрыша "ослами" недавних выборов и усиления их позиций в Палате представителей вообще представляется невозможным.
Допустим, однако, администрация м-ра Трампа обещала "подумать" и это обещание зафиксировали официально. Теоретически, опираясь на данный факт, г-н Абэ может подписывать любые бумаги, - с оговоркой о "демилитаризации" возвращенных регионов. Очень теоретически, подписанные документы будут ратифицированы в парламенте Японии, после чего территории (речь идет о Шикотане и Хабомаи) будут, если Москва сочтет, что сделано достаточно для успокоения общественного мнения, переданы под суверенитет Токио. Под гарантии. И что дальше?
А дальше то, что юридически оговорка о "гарантиях демилитаризации" без внесения поправок в текст TMCS будет ничтожна, и Штаты с полным правом смогут начать обустраивать базы, где захотят, сославшись на то, что обещать не жениться, а следующая администрация за обещания предыдущей и вовсе ответственности не несет. Что же до подписи г-на Абэ, так когда уступка станет фактом, парламент может, сославшись на ту же латынь, отменить ратификацию в данном пункте. И опять: что дальше?
А дальше Москве придется либо вступать в открытую конфронтацию, добиваясь соблюдения договора (или отмены его), то есть, возвращать уступленное силой, либо постараться ситуацию замылить, а поскольку совсем замылить не получится, констатировать, что ее обманули. И какое решение будет принято, не бином. Даже не вспоминая пресловутое "непродвижение НАТО на Восток".
Все это ясно, как, кстати, и что в Токио, получив два острова, сразу же вернутся к вопросу о еще двух, заявив, что г-н Абэ превысил полномочия, - и я с полной уверенностью сказал бы, что в обозримом времени ничего не подпишут, не прозвучи из уст г-на Пескова четкого сообщения о том, что процесс переговоров "будет активизирован", - то есть, ускорен".