Рост внутренних цен на бензин и другие нефтепродукты пытались обуздать с помощью так называемого налогового маневра, который изменил фискальную нагрузку на нефтедобывающую отрасль. Правительство старалось, чтобы рост цен на бензин не превысил хотя бы показателей базовой инфляции, в противном случае, это могло бы сказаться на общем состоянии дел в российской экономике.
Сегодня президент России Владимир Путин провел совещание с членами правительства, основной темой беседы на котором стала ситуация с ценами на нефтепродукты в России. Президент отметил, что общая ситуация с ценами на бензин должна быть рыночной, но, в то же время, данную сферу нужно и регулировать с помощью государства, чтобы рост мировых цен на нефть не вызывал симметрии на внутреннем рынке.
"Президент этим заявлением решил показать, что он в курсе тех проблем, которые стоят перед российской экономикой в связи с ценами на бензин, - говорит в интервью изданию "Экономика сегодня" первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин. - Эта проблема заключается в том, что в России сложился паритет цен, когда оптовые цены на бензин выше, чем розничные. В результате, в нашей стране бензин обычно продают дороже, чем покупают, потому что экспорт стал экономически привлекательней, чем поставки нефти на внутренний рынок.
Это было сделано в ручном режиме, чтобы оставить цены на бензин в России на прежнем уровне - прямое следствие тех ограничений, которые наложило на отечественную нефтяную отрасль правительство. И из-за этого представители нефтяных компаний сегодня провели совещание у заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака, чтобы обсудить общие пути выхода из сложившегося положения дел. Нефтяные компании должны по результатам встречи подписать соглашение и дать друг другу какие-то обязательства.
Необходимо вспомнить основу налогового маневра, в рамках которого в течение шести лет будет отменяться таможенная пошлина на нефть и одновременно подниматься НДПИ, т.е. базовый для России налог на добычу полезных ископаемых. Данное решение приведет к тому, что стоимость нефти на мировом и внутреннем российском рынках сравняются, что сразу поставит вопросы по розничным ценам на бензин, которые уже не будут иметь позитивного эффекта от отсутствия таможенной пошлины.
Но в результате у нас получился перекос, вследствие чего, розничные операторы в России работают в убыток. Для того, чтобы данную ситуацию как-то выровнять, т.е. сохранить розничные цены на бензин в России и снизить оптовые – ведь без данного решения нельзя будет обеспечить прибыль для операторов, необходимо наполнить внутренний рынок нефтепродуктов.
Но есть и второй аспект, который заключается в том, что введение новых акцизов в начале следующего года может привести к тому, что они оттянут основную массу прибыли, которую получает розничная торговля нефтепродуктами. Вводится и повышенный НДС, что также автоматически отразится здесь на ценообразовании. Поэтому сохранение уровня розничных цен на бензин в следующем году находится под знаком вопроса".