"Эта тема очень тонкая, - говорит Борис Райтшустер в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - Внутренняя цензура… Я вот, например, открыто критикую Меркель. Вы себе не представляете, сколько на меня среди коллег и прочих ненависти… Мне уже говорят: "Ты потерял свою репутацию как журналист, критикующий Россию, раз ты критикуешь теперь и Меркель". Я считаю, совсем наоборот. Если я критикую правительство в России, не могу молчать тогда в Германии, когда мне многое не нравится. И это очень грустно.
Я очень критично, действительно, отношусь к Меркель. По ней идет очень жуткий раскол в немецком обществе, действительно, жуткий даже в семьях. Недавно вышла статья в газете "Тагесшпигель". И там сын написал как бы донос на собственного отца, что тот выбирал неправильную партию AFD, и что он вообще даже рождество не будет с ним отмечать. Такой Павел Морозов в мини-формате. Ну, на мой взгляд, это ненормально уже в семье.
На Facebook у себя написал про одну встречу, где женщина рассказывала про свои страхи. Меня потом объявили "коричневым навозным жуком", что я стал фашистом, как я могу, что про эти страхи нельзя, что я разжигаю эти страхи. Самоцензура очень сильная. Даже сейчас, например, у меня коллега приходит и говорит: "У меня комментарии, вычеркнули критику…". Если он это напишет - будет "фашистом", "коричневой мухой" будет, "коричневым навозным жуком".
У меня хороший знакомый, он профессор, и он критиковал политику Меркель с беженцами, так на него в университете целая травля. Он говорит: "Я должен даже бояться это говорить, потому что там мои студенты будут от этого страдать. Даже многие боятся за руку здороваться со мной, чтобы не быть выданным."
Есть такой парадокс. С одной стороны, в СМИ и во многом в России куда меньше свобод, чем Германии. Но я всё что думаю, могу сразу сказать. У вас нет политической корректности. А в Германии при всей свободе я даже в личной беседе я уже сначала должен смотреть, с кем я могу чего говорить. И доходит до того, что мне ночью в два часа коллега звонит – я уже думаю, что у него кто-то умер или что – ты у этого человека лайк поставил в Фейсбуке. Ты знаешь, он в чем-то придерживается взглядов "Альтернативы для Германии" — как ты можешь ему лайк поставить?" Я говорю: "Там он нормальную мысль написал" — "Как ты можешь!.." И это грустно.