Прочитал на днях материал Медузы о бурлящей в последние недели экологической теме, - пишет в ЖЖ блогер Свтославий.
Оказывается, мусор из Москвы собираются везти на север страны в Архангельск.
Полторы тысячи километров уютненькими поездами РЖД - мечта же, ну? Плацкарт же отменят скоро, а зарабатывать надо.
Почему поездами, почему в Архангельск, подумал я и полез гуглить. Выясняется, что мусор сначала сортируют в Подмосковье, потом заводе его брикетируют, упаковывают в несколько слоев пленки и только потом везут в Архангельск.
(Почему, почему его не сжигают? Почему его везут в Архангельск?! вскричал мой разум вместе с архангелогородцами.)
Гуглим дальше. В Архангельске масштабные акции протеста против мусора из Москвы. Москва, в свою очередь, вяло пытается объяснить, что мусор в брикетах безопасен и обещает какие-то космические инвестиции в регион. 10 миллиардов (Захарченко, молчать!), плюс налоги, плюс строительство объектов инфраструктуры, больницы, дороги, детские сады, спортивные объекты. (Короче, везите свои брикеты ко мне в город, я покажу свободные места и под них, и под инфраструктуру!)
«Что, черт побери, тут вообще происходит?» - еще раз спрашиваю я себя.
Решил разобраться детально.
Интернет пестрит комментариями псевдоэкологов и экспертов, но доверия к ним, честно говоря, никакого. Решил прибегнуть к старому доброму, ныне заблокированному Linkedin, благо, что у меня есть зарубежные прокси.
Вооружившись переводчиком, я методом веерной рассылки раскидал 150 сообщений зарубежным экспертам в области утилизации и переработки отходов. Удивился, но многие ответили.
Выяснил, что действительно технология брикетирования является достаточно эффективной и востребованной в Европе. Эксперт из Дании Могенс Слот Кнудсен заметил, что для Дании брикетирование не является наиболее эффективным методом. Этот метод актуальнее для стран, где логистика требует перемещения отходов на сравнительно большие расстояния, а также для стран с развитой агрокультурой. Он отметил среди таких стран Швецию, США и Россию.
На мои попытки узнать, насколько безопасно такое хранение отходов выяснил, что в Европе перерабатывают почти весь мусор, а то, что не перерабатывают сжигают и лишь 2% мусора хранятся на полигонах. Эти 2 процента и хранятся сортированными в брикетах, а полигоны представляют собой не просто свалку, а целое предприятие с очистными сооружениями.
Стефан Сандбака из Финляндии рассказал, что для такой страны, как Россия, с довольно низким уровнем культуры утилизации отходов, сжигание отходов с восстановлением энергии (как это делается в Финляндии и Швеции) было бы лучшим способом начать процесс улучшения ситуации с загрязнением окружающей среды.
В общем, каждый эксперт, с кем я общался, сказал, что само по себе брикетирование это правильно, но в глобальном смысле решить проблему оно не способно. Выход один - строительство мусоросжигающих заводов. С ними все еще интереснее, чем с брикетированием…
Сжигаются те отходы, которые невозможно переработать, логика вроде понятна. При этом, если завод оснащен современным оборудованием, то вредных выбросов от него в сотни раз меньше, чем от полигонов. Более того, если свалку нужно строить на отдалении в 10 км от населенных пунктов, то все выбросы от завода рассеиваются на расстоянии до 1 км. А энергия, полученная от сжигания, может быть использована для производства электроэнергии и централизованного теплоснабжения. В Швеции, например, на этой энергии работают заводы!
Цена вопроса - 12 миллиардов рублей. Именно столько стоит строительство современного мусоросжигательного завода, оснащенного всей необходимой техникой.
Объясните теперь мне, пожалуйста, для чего рубить гектары леса, строить очередной полигон еще и платить за это области почти такую же сумму? Где спит логика у людей, принимающих данные решения?
Почему нельзя построить в том же Архангельске (да и вообще в любом другом городе (да и вообще во всех городах)) мусоросжигательный завод? Учитывая, какие объемы мусора нужно сжигать для его эффективной работы они бы и со своими, и с остальными свалками разобрались. Те же рабочие места, те же налоги в бюджет, вот только подход принципиально новый и прогрессивный.