Posted 9 ноября 2018, 14:43

Published 9 ноября 2018, 14:43

Modified 7 марта, 16:15

Updated 7 марта, 16:15

Сергей Катырин:"Экспертиза ТПП РФ затронет 1800 законопроектов"

9 ноября 2018, 14:43
Законодатели давно бы уже заточили бизнес в башню из слоновой кости в своей неравной борьбе "за все хорошее", если бы не работало сито под названием «оценка регулирующего воздействия» (ОРВ). Эксперты ТПП РФ подсчитали: всего в этом году через него они «просеют» порядка 1800 законопроектов.

ОРВ позволяет оценить, как проект нормативного акта воздействует на бизнес, не ухудшит ли он, вольно или невольно, условия функционирования компаний, не создаст ли дополнительных трудностей и барьеров, - пояснил президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Это касается не только предпринимателей. Если что-то упустить, пропустить, не исправить, то бизнес, естественно, понесет издержки, которые потом включит в себестоимость продукции, а далее по цепочке это обернется для конечного потребителя ростом цен или ухудшением качества товара.

- Когда система ОРВ заработала и сколько законов уже прошло через нее?

- Работу по оценке возможного регулирующего воздействия на бизнес предлагаемых к принятию законопроектов система ТПП страны, а это 180 региональных и муниципальных палат, ведет с 2011 года. В первый год работы мы рассмотрели меньше пятисот проектов, а в январе-сентябре нынешнего наши эксперты проанализировали уже более 1330. По оценкам, до конца года дойдем примерно до 1800. Всего же за это время мы изучили регулирующее воздействие порядка десяти тысяч федеральных законопроектов.

- И что это дает?

- После анализа каждого законопроекта мы отправляем замечания в ведомства, разрабатывавшие документы, чтобы они учли мнение бизнеса и внесли соответствующие изменения.

- Учитывают?

- Учитывают, хотя, естественно, не всегда. Тогда идем дальше, доказываем свое, и нередко все заканчивается отрицательным отзывом на проект уже на уровне Минэкономразвития РФ. Доля учтенных замечаний из предложенных нами в этом году превышает 80 процентов. Считаю это неплохим показателем.

- А бывает так, что серьезные, по вашему мнению, замечания не учитываются, но закон все же принимается? И если бывает, то что вы потом делаете?

- Конечно, бывает. Но мы стараемся рук не опускать. Ведем мониторинг применения таких законов, анализируем все нюансы, чтобы уже с цифрами в руках доказывать свою правоту. Работаем с депутатами Госдумы РФ, с общественными советами при министерствах и ведомствах.

- В чьих законопроектах эксперты чаще всего обнаруживают «подводные камни», о которые может споткнуться бизнес?

- Бывает по-разному. В этом году больше всего замечаний было по проектам Минфина, потом Минтранса и Минтруда. Я мог бы, конечно, подробно рассказать о таких нормативных актах и почему у нас возникли вопросы, но, думаю, это будет не очень интересно. Это важно и нужно специалистам. Скажу только, что серьезные замечания у нас были, например, по проекту правительственного постановления об определении размера инвестиционного портового сбора и порядке его взимания, по законопроектам об изменениях в федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта РФ» и в федеральном законе «О защите конкуренции». Итог везде был одинаков: отрицательное заключение Минэкономразвития.

- Что дальше?

- Обязательная процедура ОРВ внедрена и на региональном, а с 2015 года - и на муниципальном уровнях. Это серьезно улучшает деловой климат, инвестиционную привлекательность территорий. Начали оцениваться законопроекты, разработанные непосредственно депутатами, и это очень правильно. Видите ли, такая экспертная оценка помогает на самом начальном этапе учесть возможные негативные последствия. И это всегда лучше, чем потом долго и порой мучительно добиваться ликвидации изъяна уже работающего закона.

Поэтому мы считаем правильным применять ОРВ как можно шире. Надо усиливать его влияние и значение при разработке законодательных актов. Но тут есть вопросы.

- Какие?

- В идеале ОРВ со временем должны подвергаться все нормативные правовые акты.

Надо серьезно повысить информированность о значимых проектах: пока что бывают случаи, когда ведомства стараются обойтись вообще без нашей оценки. Нужны также механизмы, не позволяющие вносить в правительство проекты законов, отличных от версий, прошедших оценку регулирующего воздействия.

Наконец, последнее и, полагаю, самое главное: если по законопроекту в результате оценки регулирующего воздействия дано отрицательное заключение , то он вообще не должен приниматься,

- Такое возможно?

- Да, возможно. Скажу больше: полагаю, со временем так и будет. Это нужно.

Подпишитесь