Posted 9 ноября 2018, 08:30
Published 9 ноября 2018, 08:30
Modified 7 марта, 16:16
Updated 7 марта, 16:16
Нефть дорожает — бензин дорожает.
Нефть дешевеет — бензин дорожает.
Бензин целеустремлённый.
Будь как бензин.
Шутки шутками, а происходящая вокруг бензина история и впрямь крайне интересна. Причём не только с чисто практической точки зрения — на сколько и когда он опять подорожает, но и как отражение того, что на самом деле происходит в России и российской экономике, - пишет аналитик Вадим Жартун, решивший выяснить, что же все же происходит с ценами на бензин.
Раскручивать этот клубок лучше с конца — с 2018 года, в котором цены на бензин прибавили сразу 11%. Разумеется, бензин дорожал и до этого (в 2014 92й стоил 29,45 а сейчас — 42,45) однако так резко и без видимых причин — никогда.
Разумеется, правительство озаботилось ценой на бензин. Не потому, что очень сильно заботится о населении, конечно же, а потому, что, во-первых, ещё не отгремели протесты по поводу пенсионной реформы (за 9 месяцев в России прошло 2154 акции протеста, из них 46,5% — по поводу пенсионного возраста), и, во-вторых, такой резкий рост никак не соответствует официально заявленному уровню инфляции в 4% — холопы могут что-то заподозрить и возмутиться.
Что цены на бензин уже сейчас сдерживаются искусственно, видно по тому, что происходит с мелкооптовыми покупателями: скидки по топливным картам грузоперевозчиков отменяются, а оптовые цены в ряде случаев оказываются выше розничных.
К тому же, со следующего года повышается НДС на 2%, что автоматически приведёт к повышению цены как минимум на эту сумму. Кроме того, планировалось поднять акциз на бензин, но это теперь под вопросом.
В общем, правительство пошло к нефтяникам и вежливо поинтересовалось, в чём, собственно дело. Некоторые СМИ писали: «вице-премьер Дмитрий Козак пригрозил / дал указание / поставил ультиматум нефтяникам», но вы в эту чушь не верьте, пожалуйста.
Ни о каких ультиматумах и речи быть не может, а все эти громкие заявления — лишь дрянная комедия, которую ломают перед нами, чтобы скрыть то, что происходит на самом деле.
Нефтяники, разумеется, в два счёта объяснили правительству, что происходит. Во-первых, вы, господа чиновники, зажрались — в цене бензина только НДПИ, НДС и акциз составляют 55%, а вместе с остальными налогами — под 65%. Хотите дешёвый бензин — умерьте свои аппетиты и снизьте акцизы. Попробуйте тратить меньше на силовиков и не пытайтесь зачем-то сделать бюджет профицитным.
Во-вторых, вы заигрались в геополитику. В течение длительного времени курс рубля к доллару, как привязанный, следовал за котировкой барреля нефти. Поэтому стоимость барреля в рублях оставалась стабильной и плавно колебалась в интервале от 3000 до 4000. Сейчас, благодаря санкциям, рубль отвязался от нефти (то есть на самом деле просто обвалился относительно неё) и баррель стоит от 5000 до 6000 рублей. И если раньше в стоимости литра бензина нефть составляла около 8 рублей, то теперь — все 16 и прямо сейчас литр 92го должен стоить около 50 рублей.
Правительство промычало в ответ что-то невнятное, но акциз временно снизило — на 3 рубля, чего явно недостаточно, чтобы компенсировать рост себестоимости. Ещё 5 нужно было где-то взять. Просто так, из филантропических соображений, нефтяники эту дельту оплачивать из своего кармана, разумеется, не согласились.
Правительство тут же начало искать, за чей счёт это можно провернуть, если народ не желает платить больше, а нефтяники — получать меньше. Поискало и, как это ни странно, нашло.
За временное (до марта 2019 года) удержание цены на топливо правительство решило расплатиться с нефтяниками независимыми сетями АЗС — фактически поставить их в безвыходное положение и дать возможность крупным нефтяным компаниям заполучить за бесценок топливную розницу — 15 из 25 тысяч заправок по стране.
Как это делается: с июня 2018 года розничную цену топлива в АЗС зафиксировали, привязав к официальному уровню инфляции, и ограничив этим маржу независимых АЗС сверху. А буквально на днях правительство запретило трейдерам участвовать в биржевых торгах бензином — мол, это из-за них, спекулянтов проклятых, цены растут.
Не буду напоминать, как в СССР боролись со спекулянтами, и что из этого вышло. Здесь всё ещё хуже: наценка трейдера — сущие копейки, не сравнимые с жирным куском налогов, который забирает себе правительство. Зато трейдеры продают бензин независимым АЗС мелкими партиями и с отсрочкой платежа. И если до сих пор АЗС могла (условно) взять у трейдера один бензовоз топлива в месяц, продать его и рассчитаться, то теперь ей придётся идти к крупным НПЗ, которые скажут: бери железнодорожную цистерну и плати за неё сразу, да ещё и втридорога, потому что ты, в отличие от трейдера, мелкий покупатель.
Понятно, что для многих небольших сетей это смерти подобно — те, кто не сможет найти альтернативных поставщиков и оборотных средств, будут вынуждены закрываться.
В общем, в ближайшие полгода огромное число АЗС поменяет хозяев. Станет ли нам от этого лучше? Нет, разумеется. Рынок монополизируется и конкуренты уничтожаются не для того, чтобы раздавать населению бензин за бесценок, а для того, чтобы на этом зарабатывать. Поэтому когда передел АЗС закончится, цены снова пойдут вверх.
Ещё более интересная история, связанная со стоимостью бензина, — так называемый «налоговый маневр» — начнётся в следующем году. Здесь под раздачу попадут уже мелкие НПЗ.
Суть налогового манёвра проста: сейчас правительство берёт пошлину только с экспортируемой за рубеж нефти, а хочет брать со всей добываемой, что теоретически позволило бы увеличить поступления в казну более чем вдвое, потому что 53% российской нефти потребляется на внутреннем рынке.
Поэтому в течение нескольких лет экспортная пошлина будет снижаться, а аналогичная ей по формуле и размеру ставка НДПИ — увеличиваться.
До сих пор экспортная пошлина помогала удерживать низкую стоимость нефти внутри страны. По сути, внутренняя цена на нефть равна биржевой котировке нефти Брент минус $1,5-3 скидки с барреля за более низкое качество нашей нефти, минус экспортная пошлина (примерно 9 рублей за кг) минус расходы на транспортировку (около 1 рубля за кг). Соответственно, если сейчас 1 кг нефти на международном рынке стоит 26 рублей, то на внутреннем — около 16 (но разброс цен очень велик).
Если прямо сейчас экспортную пошлину просто заменить на НДПИ, то нефть в России будет стоить 25 рублей, а бензин — 62 рубля. Чтобы этого не произошло, правительство планирует компенсировать эту разницу производителям бензина для внутреннего рынка с помощью отрицательного акциза.
Спрашивается, зачем было городить весь этот огород, если в итоге ничего не изменится? Изменится. И ответ на этот вопрос лежит где-то в области российских имперских амбиций и ностальгии по СССР.
Когда СССР рухнул, Россия всячески цеплялась за его разлетающиеся осколки, пытаясь связать их если не политически, то хотя бы экономически. В результате этих попыток родился Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана.
Помимо всего прочего, это означало, что Беларусь может покупать российскую нефть без экспортной пошлины, а затем продавать на Запад и класть разницу между ценой на внутреннем и внешнем рынках себе в карман. Разумеется, у России это регулярно вызывало неудовольствие и попытки хоть как-то прикрутить этот краник, вернув доходы в свою казну.
В ответ бацька Лукашенко так же регулярно делал большие глаза: «А как же союз? Мы же братья!» и шантажировал Россию повышением транзитных тарифов.
В общем, России нужно было выбирать: или платить за иллюзию наличия союзников, или разорвать этот союз. Однако вместо этого она решила пойти третьим путём — решить проблему унификации тарифов с помощью налогового манёвра.
Фактически, идея состояла в том, чтобы вернуть в Россию доходы от реэкспорта российской нефти, возникающий перекос в цене на топливо отрегулировать отрицательным акцизом, да ещё и настроить его таким образом, чтобы стимулировать развитие в стране современных нефтеперерабатывающих производств.
Идея обобрать партнёров по союзу красива, спору нет. На бумаге. На практике всё несколько сложнее. Начнём с того, что сама по себе экспортная пошлина рассчитывалась относительно просто, по трём разным формулам в зависимости от средней стоимости нефти на мировом рынке.
При цене нефти от $182,5 за тонну ($24,9 за баррель) формула расчёта экспортной пошлины выглядит так:
ЭП = $29,2 + 30% * (Ц – $182,5)
Где Ц — средняя цена нефти.
Формула НДПИ оказалась с учётом налогового маневра уже вот такой:
НДПИ = 919 * Кц — [559 * Кц * (1 — Кв * Кд * Кдв * Кз * Ккан) — Кк — ЭП * Р * Ккорр * Свн]
Даже не вдаваясь в подробности видно, что кроме экспортной пошлины (ЭП) и среднего курса рубля (Р) появилось ещё 9 коэффициентов, причём некоторые из них могут обнуляться при выполнении определённых условий.
Сложно? Но это ещё не всё. Вы не забыли про акциз, который должен компенсировать повышение НДПИ? Вот его формула:
Анс = ((Цнефть * 7,3 — 182,5) * 0,3 + 29,2) * Р * Спю * Ккорр
По сути, это экспортная пошлина наизнанку. Р — средний курс рубля, Ккорр синхронизирует одновременный рост НДПИ и снижение экспортной пошлины, а Спю — самый важный коэффициент, который, собственно, определяет, каков будет размер компенсации и будет ли он вообще.
В расчёте этого коэффициента и начинается настоящий ад. Я насчитал как минимум 19(!) переменных, от которых он зависит.
Итого: если вы отечественный производитель нефтепродуктов, то для принятия управленческих решений вам нужно держать в голове три десятка коэффициентов, каждый из которых правительство может менять, когда пожелает.
И эта запредельно сложная система тонких настроек должна работать в условиях нестабильности, тотального непрофессионализма и коррупции? Серьёзно?!
Как только что-то изменится на рынке (очередные санкции, например) — систему начнёт лихорадить. Как только правительству понадобится больше денег и оно подкрутит пару коэффициентов — систему начнёт лихорадить. Как только какой-нибудь нефтяной олигарх решит, что ему нужна яхта побольше, и пролоббирует выгодные ему корректировки — систему начнёт лихорадить.
Проще говоря, её будет лихорадить всегда, от этого будет страдать вся отрасль и, в первую очередь, небольшие производители, которые не смогут пинком открыть дверь вице-премьера и заорать: «Что ты, скотина, опять натворил?! Возвращай всё назад к чёртовой матери!».
В России всего 32 крупных НПЗ, принадлежащих 16 компаниям. И для того, чтобы регулировать их акцизы, нужны 30 коэффициентов? Зачем?!
По хорошему, нужно предельно упростить формулу расчёта НДПИ, отказаться от дурацкой идеи с отрицательными акцизами и позволить цене на бензин прийти к европейскому уровню. По официальным данным доля бензина в потребительской корзине меньше 5% и повышение его стоимости можно было бы компенсировать населению снижением НДС или НДФЛ.
Да, по кому-то это ударило бы больнее, но в этом есть хоть какая-то справедливость — за бензин должны платить те, кто его использует. К тому же дорогой бензин будет стимулировать использование общественного транспорта и внедрение электромобилей, что полезно и для экологии, и для борьбы с пробками.
Однако простые решения — это для умных. Мы же продолжим громоздить друг на друга десятки коэффициентов, а когда они дадут сбой — грубо вмешиваться в рыночные механизмы, не разобравшись толком, как они работают, и только усугублять этим ситуацию.
В результате налогового маневра игроки масштаба Роснефти получат сверхдоходы, а остальные — лишь проблемы. Рост цен на бензин с такой сложной системой в полной мере скомпенсировать не удастся, даже если правительство этого действительно захочет, поэтому на рынке вполне может периодически возникать дефицит бензина со всеми вытекающими последствиями.
Инвестиционные перспективы отрасли в условиях непредсказуемого налогообложения и перманентных санкций тоже довольно туманны. Какой смысл вкладываться в постройку или модернизацию НПЗ, если налоговая среда настолько нестабильна?
Единственное, что уже понятно — что вся эта налоговая фантасмагория не способна остановить рост цен на бензин, порождает нестабильность, грозит потенциальным дефицитом бензина, тормозит инвестиции и стимулирует коррупцию.