Любопытный анализ претензий России оставаться в статусе мировой супердержавы, сделало сетевой издание Riddlе. «Новые Известия» публикуют его в сокращении:
В 2009 году на съезде Русского географического общества тогдашний премьер-министр Владимир Путин провел прямую параллель между величием России и размером ее территории: «Когда мы говорим “великая страна”, “великое государство”, то, конечно, масштаб имеет значение». Согласно этой логике, Россия как страна, территория которой занимает одну шестую часть суши, не может быть силой без влияния на международной арене, не может быть культурой без глобального охвата. Для политической элиты обычным делом стало восхваление географического масштаба России, ее невероятно разнообразных пейзажей и дикой природы.
На Русское географическое общество была возложена миссия подтвердить имеющуюся у России территорию и оценить ее размеры. За последние десять лет эту структуру полностью обновили и модернизировали по образцу, явно вдохновленному американским Национальным географическим обществом. РГО быстро превратилось во влиятельную организацию: общество финансирует множество семинаров (около 300 только в 2017 году), выставок (около 100 ежегодно), экспедиций (около 3000 с 2009 года), а также поддерживает издательскую деятельность (с 2009 года при финансировании РГО было издано около 5000 книг). Организации удалось развить такую активную деятельность благодаря своему уникальному руководству: председателем Попечительского совета РГО является Владимир Путин, а возглавляет организацию министр обороны Сергей Шойгу. Кроме того, в Попечительский совет РГО входят олигархи и главные представители Администрации президента, что прямо указывает на политическую природу этой вновь возникшей страсти к географии.
В последние годы федеральные и региональные власти пиарили российскую территорию в основном через введенные в моду большие выставочные парки, которые стали визитной карточкой в растущих азиатских и ближневосточных державах и городах, среди которых особенно выделяются Сингапур и Дубай. Стоит отметить, что Россия переняла этот опыт не только от зарубежных стран: опорой для нынешней стратегии может служить и советская традиция выставочных парков, демонстрирующих национальные достижения, таких как ВДНХ.
Яркий пример особого отношения к территории – фестиваль дикой природы «Золотая черепаха». Этот проект был запущен в 2006 году с целью распространения знаний о природе и экологии через арт-проекты, победившие в конкурсе и экспонируемые в Москве и на региональных выставках. Знания о природе и биоразнообразии рассматриваются организаторами фестиваля как элемент «патриотического воспитания и улучшения имиджа России в мировом сообществе». Другой пример – существующий на президентские гранты ежегодный фестиваль природы «Первозданная Россия», который отправляет посетителей в виртуальный тур по национальным паркам и природоохранным зонам страны.
В Москве на месте гостиницы «Россия» недавно появился парк «Зарядье», в котором воссозданы четыре ландшафтные зоны России – лес, степь, луг, тундра. Помимо региональной флоры и фауны, в парке созданы образовательные и рекреационные зоны (цветочная оранжерея, ледяная пещера, кинотеатр с панорамным экраном, концертный зал). Этот парк является своего рода демонстрацией достижений России в «зеленых» технологиях (примерами служат дренажные системы сбора дождевой воды, система автоматического полива, уникальная система вакуумного удаления мусора). Также он призван показать новый подход к городским ландшафтам и общественным пространствам.
А на повестке был куда более амбициозный проект в подмосковном Домодедовском районе - тематический парк «Россия», посвященный природе, традициям и культурному наследию всех регионов страны. Инициативу по его строительству еще в 2012 году выдвинул президент РГО Сергей Шойгу, который тогда занимал еще и должность губернатора Московской области. Однако в 2016 году стало известно, что Московская область не смогла найти инвесторов и была вынуждена отказаться от строительства «России».
Более успешным оказался проект российского «Диснейленда», названный «Островом мечты», который строится сейчас в Нагатинской пойме Москвы, а его официальное открытие запланировано на 2019 год. В его основе будет лежать богатая советская традиция анимационных фильмов и русских сказок. Кроме того, в последние годы создано несколько новых национальных парков – в Карачаево-Черкесии, Камчатке, Красноярском крае и Ямало-Ненецком автономном округе.
Однако все это не может скрыть одну из противоречивых черт нынешней России: если величайшее наследие России для планеты – это ее роль в сохранении биоразнообразия и дикой природы, то надо признать, что она не справилась с задачей принятия эффективного природоохранного законодательства и, наоборот, планомерно понижала градус охраны окружающей среды. Многочисленные выставки, посвященные уникальной природе России, также не поднимают вопрос о негативных аспектах экологической политики страны.
«Восхваление» территории России и ее достопримечательностей играет геополитическую роль, фактически подтверждая законность претензий на пребывание страны в числе ведущих держав мира. Москва пытается уберечь свой статус сверхдержавы от дальнейшей деградации, но экономика страны составляет менее 2% мирового ВВП, а ее военные расходы эквивалентны примерно одной десятой части военных расходов США. Поэтому имеющиеся сегодня у Кремля символы статуса сверхдержавы ограничиваются пространственными критериями: Россия остается самой большой страной мира.
Текущая повестка «деколонизации» бывших советских республик, которые стремятся избавиться от исторического господства России, сменив свои топографические названия, национальных героев, а иногда и алфавиты, усиливает впечатление, что глобальная значимость России сокращается. Чтобы противостоять этой тенденции Путин в апреле 2018 года поручил создать новый атлас мира, который восстановит «историческую и географическую правду». Западные названия, данные некоторым отдаленным российским территориям, будут русифицированы (президент упомянул, что некоторым сибирским и арктическим территориям было присвоено имя известного западного исследователя, когда у них уже было русское название), но можно догадаться, что атлас также будет бороться и против «дерусификации» названий, принятых соседями России на постсоветском пространстве.