"Любимый национальный вид бизнеса – присосаться к бюджетным деньгам, а еще лучше – подружиться с кем-нибудь из чиновников, - говорит Сергей Алексашенко в эфире радиостанции "Эхо Москвы", комментируя последние скандалы, когда ряд СМИ опубликовали информациюо разворовывании части денег, направленных на закупку новых вооружений. - И, соответственно, после этого часть бюджетного потока отправлять на Лазурный берег, в Лондон, в Испанию, на Манхэттен, во Флориду. В общем, куда можно, туда и отправлять.
Ракеты они продолжают производить, штамповать, складывать. Просто никто не знает, ракеты эти – они полетят или не полетят. Я надеюсь, что мы никогда не узнаем, полетят эти ракеты или не полетят. А то как "Адмирал Кузнецов" начнет их выкатывать, а на них какой-нибудь кран упадет и прямо на месте все закончится.
Воровать можно на всем, остановить этот процесс может или демократия и независимый суд, когда есть политические оппоненты, которые имеют доступ к средствам массовой информации, имеют доступ в суд, и, самое главное, имеют шансы выиграть на следующих выборах. Или тотальные расстрелы, хотя практика показывает, что даже тотальные расстрелы и большая чистка, и сталинские репрессии не удерживали людей от воровства. Понятно, что воровство там было не в таких колоссальных размерах, как сейчас, но достаточно прочитать архивные материалы, сколько всего награбленного увезли советские военачальники из Германии.
Поэтому, я думаю, даже страх расстрела не сдерживает людей от воровства. Очень часто говорится, что человек – существо такое неприятное, плохое. И все плохие инстинкты в нем заложены каким-то образом. Если государство их не сдерживает тех или иным способом, страхом или риском уголовного преследования, если вы не боитесь, что через два года будут выборы, и вы проиграете.
Смотрите. В российском бюджете есть деньги на закупку вооружений, примерно 1,5 трлн рублей, чуть больше, чуть меньше, в каком-то такой объеме. Соответственно, Росстат считает вот эту закупку вооружений как часть валового внутреннего продукта, того самого пресловутого ВВП, который измеряет экономический рост.
Но выясняется, что и при производстве ракет, и при производстве танков, даже при текущих расходах на содержание Росгвардии и других силовых структур, чиновники банально воруют. А эти деньги отправляют за границу.
То есть, в результате реальный ВВП… Мало того, что эти ракеты с точки зрения экономики смысла никакого не имеют, потому что они экономический потенциал страны не увеличивают, но бог с ними, как выкопали яму – закопали яму.
А выясняется, что Росстат нам посчитал, что это – рост российской экономики. А на самом деле существенная часть российского бюджета – это инвестиции за границу. Вообще-то говоря, экономический рост в России заметно ниже чем тот, о котором нам Росстат рассказывает.
Россия – страна бедная. Мы обсуждали несколько раз цифру, что средний доход, уровень дохода на человека в месяц, у половины россиян больше, у половины меньше – чуть меньше 25 000 рублей в месяц. Вот половина россиян живет с уровнем дохода меньше 25000 рублей в месяц. Нищая страна, бедная страна, нужно об этом говорить.
И большинство этих людей не видят никаких перспектив улучшения своей жизненной ситуации, если государство им не поможет. У них вся надежда на государство. Просто среди этих 50% — это пенсионеры, которых 40 млн человек. И, если вычесть оттуда бывших военнослужащих, прокурорских, чиновников, депутатов и прочих, которых, на самом деле, не очень много с точки зрения количества пенсионеров, может, 2-2,5 млн. А остальные 38 млн – это те пенсионеры, у которых средняя пенсия 14 000 рублей. И они не могут улучшить свое положение, кроме как понадеявшись на государство.
И у них все надежды на то, что в холодильнике будет лучше, больше, они связаны с государством. Эти пенсионеры, вообще говоря, остались в другом государстве. И вот если еще пара чиновников такую фразу скажет, что "мы вам ничего не должны", я думаю, что начнется русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Потому что как это – вы нам ничего не должны?"