Иван Петровский
Допустим… но возникает вопрос, на чём туда, на Луну, этим «аватарам» лететь?
С одной стороны, сейчас в России разрабатывается новый пилотируемый корабль «Федерация», который изначально проектируется под облёт Луны. Запускать «Федерацию» должны будут на новой ракете-носителе «Союз-5», у которой в будущем должна появиться тяжёлая версия, способная отправить корабль к Луне.
Но, с другой стороны, Рогозин при этом заявил, что рассматривается вариант посещения Луны космонавтами на «Союзе». Эти корабли тоже изначально проектировались под лунные миссии. Только было это ещё 60-х годах прошлого века. Весьма неожиданный поворот: зачем вкладывать деньги в доработку старого корабля, если уже в 2021 году должен быть готов полностью новый и современный? Но выглядит этот поворот странным только до тех пор, пока не посмотришь на кадровые перестановки в РКК «Энергия» - разработчике «Сюза-5» и «Федерации».
Российская космическая компания «S7 Space» переманила к себе из РКК «Энергия» генерального конструктора перспективного транспортного корабля «Федерация», который предназначен не только для Луны, но и для замены нынешние «Союзов», на которых космонавтов отправляют к МКС. В этой новости, на первый взгляд, интересно только словосочетание «частная российская космическая компания»: многие просто не верят в то, что такое вообще может быть. Однако кадровые перестановки дают поводы задуматься. Вот почему.
«S7 Space» – это дочерняя компания S7 Group, которая владеет той самой авиакомпанией «S7», и они купили плавучий космодром SeaLaunch(Морской старт). История у него давняя: в 90-е годы было создано совместное предприятие «SeaLaunchCompany», 40% в которой принадлежало американской Boeing, 25% - нашей РКК «Энергия», а норвежскому производителю кораблей «AkerSolutions» досталось 20%, украинский производитель ракет «Зенит» - «Южмаш» - получил 10%, а разработчик этих ракет КБ «Южное» получило 6%. Состоит этот космодром из бывшей нефтедобывающей платформы, командного корабля и наземной базы.
И до поры до времени всё шло без каких-либо существенных изменений: несмотря на банкротство компании в 2009 году, деньги были найдены, и украинские ракеты «Зенит» с российскими двигателями выводили телекоммуникационные спутники от самого «Боинга». Но потом случился 2014 год, и русско-украинская кооперация оказалась невозможной. «Морской старт» в итоге был законсервирован, и перешёл под контроль РКК «Энергия», а в 2016 году контракт на покупку заключила как раз «S7 Space». Недавно, в апреле 2018-го, сделка была завершена. Для чего авиаперевозчику понадобился космодром для которого нет ракет – понимали немногие. Кто-то это считал капризом миллионера, а кто-то – хитрой многоходовкой правительства, чтобы и к «Энергии» вопросов не было, и чтобы американцам он не достался.
Но вот «S7 Launch» сначала переманивает из «Энергии» к себе главного конструктора средств выведения Игоря Родугина, который занимался разработкой перспективной ракеты «Союз-5» (сейчас это главная надежда Роскосмоса), а теперь еще и Николая Брюханова к себе взяли. Он должен будет разработать космический грузовик. Развитие частной космонавтики – это здорово, и это именно то, что нужно отрасли, но на что рассчитывает «S7»? Раньше говорили о том, что сначала будут закупать у «Южмаша» Зениты, а потом приступят к собственным разработкам. Но украинские ракеты без двигателей далеко не улетят, а НПО «Энергомаш» вряд ли возобновит продажи двигателей украинской компании.
Выходит, что «S7 Launch» будет пытаться сделать свой новый и современный «Зенит». Тем более, что наша перспективная ракета «Союз-5», над которой работал Игорь Родугин, и должна быть доработанной южмашевской «Зенит» ещё советской разработки. Так что Родугин должен отлично знать, с чем имеет дело. Даже двигатель будет почти тот же: модернизированная версия РД-171 от НПО «Энергомаш». Но самостоятельно сделать свою ракету, подобную «Зениту», очень непросто. «На мой взгляд, «Зенит» — гениальная ракета, но надо отличать гениальные ракеты от конкурентоспособных. Оборотная сторона гениальных решений — техническая сложность и дороговизна» — отмечает РБК член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского Андрей Ионин.
Наверняка компании «S7» понадобятся партнёры для производства. Это может быть, опять-таки, украинский «Южмаш» или какая-нибудь из американских компаний: практика НАСА размещать заказы в частных компаниях создала необходимые компетенции во множестве предприятий. А как же санкции? Дело в том, что «российская частная космическая компания» сейчас не только базируется в Калифорнии в порту приписки космодрома, но и зарегистрирована в США. А это сильно упрощает международную кооперацию.
А что же главный по «новым горизонтам» - рогозинский «Роскосмос»? В итоге вот что имеем: РКК «Энергия» потеряла двух важнейших конструкторов, сам «Роскосмос» не имеет представления, на какой же технике покорять Луну, российская частная компания оказалась не такой уж российской, и вести совместную работу с РКК «Энергия» не желает, какова дальнейшая судьба отечественных разработок – неизвестно, а в мире, собственно, появляется ещё один конкурент «Роскосмосу». И сейчас перед госкорпорацией стоит непростой выбор: либо разрешить НПО «Энергомаш» продавать им двигатели РД-171 (а финансовое положение шаткое: поставки двигателей в США скоро прекратятся, а они давали порядка 30% выручки) и поспособствовать созданию конкурента, либо осложнить частникам жизнь запретом на поставки двигателей, но с потерей выручки и прибыли «Энергомаша».
А ведь всё могло бы быть иначе, если бы частной космонавтике у нас было благосклонное отношение, если бы частников не выжимали с рынка, если бы «Энергия» не относилась к «Морскому старту», как к бесполезному балласту. Тогда была бы возможная совместная и продуктивная работа с действительно российской компанией. А теперь «Роскосмосу» придётся разгребать такую вот неловкую ситуацию, а всем остальным ждать отправки на Луну. Причем, нет сомнений, большинство людей в отрасли пожелают отправить в этот первый полёт самого Рогозина.