Posted 7 ноября 2018, 07:17
Published 7 ноября 2018, 07:17
Modified 7 марта, 16:18
Updated 7 марта, 16:18
На «России 1» началась громко анонсированная трансляция сериала «Годунов». По мнению телевизионщиков это «Главная премьера года», сериал, который расскажет всю правду про то, как любовь спасла Россию в смутные времена. По делу получилась малобюджетная фигня, прототипом для которой послужил «Великолепный век», снятый за небольшие деньги, практически без массовки и почти без соответствия историческим реалиям, - оценил премьеру Валерий Грачиков:
Что мы имеем? Мы имеем сериал, в котором все деньги были потрачены в лучшем случае на гонорары актерскому составу. При этом центральная роль – у Безрукова, который играет Безрукова в роли Годунова. Виктор Сухоруков поиздевался над Малютой Скуратовым. Григорий Лукьянович на небесах, наверное, очень рад, что все это издевательство продолжалось всего одну серию, потому что потом Малюта погиб, как и в реальности. Разумеется, погиб он за кадром, потому что, иначе бы пришлось снимать сражение, а на это денег и каскадеров в сериал не завозили.
Единственная отрада из актеров – неожиданно хорошо смотрится Сергей Маковецкий, играющий Ивана Грозного. Царь получился. Во всяком случае, по сравнению со всеми остальными картонными фигурами. Вся остальная игра актеров – полная муть, смотреть этот ужас, можно только из-за царя. Разумеется, с учетом того, что Маковецкому приходится нести весь тот маразм, который заложили сценаристы. И само собой не стоит вспоминать самого лучшего Ивана Грозного, которого сыграл Яковлев в "Иван Васильевич меняет профессию". Вот там был царь. Да, в комедии, которая к истории не имеет не малейшего отношения - царь сыгран лучше.
Костюмы. Как обычно, с хоть каким-то подобием исторической реальности в части костюмов и общего антуража не напрягались. Нанять клуб реконструкторов, который сделает все правильно и аутентично? Нет, не пробовали, режиссер видит все по-своему. Ну и потом, фигли париться, когда есть реквизит от «Софии» и прочей «Золотой Орды». Его же вполне можно использовать. А заодно взять одежду от каких-нибудь там постановок про Петра I, свалить все в кучу и сказать, что это стопудово XVI век. Одежда ведь не современная – значит это XVI век. Впрочем, косяками с нарядами грешат все сериалы, но российские псевдоисторические в особенности.
Теперь по поводу историчности всего кошмара. Может, там про историю рассказывают, раз уж с игрой актеров и костюмами не сложилось? Нет, не рассказывают. Нет, общая канва событий, конечно, соблюдается, с учетом всех баек и россказней. Но дальше полный мрак.
Все начинается с того, что молодой Бориска Годунов нанимается в опричники к Малюте Скуратову. И там, среди опричной армии, в которой служат аж целых 4 человека, в качестве рядового служит Василий Шуйский. Василий Шуйский, Карл, в качестве рядового опричника! Да еще потом его Малюта Скуратов и прогоняет, доверие, мол, не оправдал! И это, простите, ахинея. Потому что в реальности такого даже близко быть не могло. Потому что при всей близости Малюты к Ивану Грозному, Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский (полное имя Малюты) даже близко в подметки по родовитости и знатности не годился Шуйскому и подобный номер не мог быть проделан по определению.
И не был Малюта, как в этом псевдоисторическим сериале вторым человеком в государстве. И даже третьим не был. И вообще был просто сыщиком при Иване. Да, начальником политического сыска. Да, был одним из первых в опричнине. Да, если бы Иван Грозный приказал, согнул бы настоящего Василия Шуйского в бараний рог. Если бы. Но пока царь не приказал, место Малюты было, скажем так, сильно ниже Шуйских.
В первой серии нашлось место даже для военных баталий. Ну как военных. Все опричное войско из четырех человек по приказу Малюты должно перебить пленных в подвале. Но что-то идет не так и пленные чуть не перебивают опричников. Только чудо спасает Малюту и Годунова, причем Бориска еще и жизнь Малюте спасает. То есть, по мнению, сценаристов, Малюта настолько туп и глуп, что не может грамотно организовать даже расправу. Мрак и глупость.
А, кстати, не обошлось без знаменитой хохмы, что опричники привязывали к седлам метлы. Тут ее тоже привязали к седлу стоящего коня. Видно даже в сериале ездить с привязанной метлой дураков не нашлось, а стоило бы попробовать, прежде чем копировать побасенки, которые опричники из немецких наемников включали в свои воспоминания, чтобы повеселить толпу. Кстати, вообще, если уж соблюдать историчность, там еще песьи головы должны были быть. Чего ж не привязали то? Зоозащитников побоялись?
Массовки нет. В качестве почетного караула в одном из моментов стоят аж полтора десятка стрельцов, одетые в непонятно что. Потому что раз стрельцы, значит нужно красные кафтаны. И вообще массовка обычно человек 20-30 – на большее денег не хватило.
Иван Грозный принимает решения. Например, назначает Годунова стольником или решает, дать Англии монополию (монополию, Карл, Англии, в XVI веке!!! Тогда слов таких даже близко не слышали и уж тем более ни о чем таком не говорили) за поставки оружия. Ленд-лиз, блин, XVI века. Боярская дума? Нет, не слышали, для нее же массовку надо собирать и костюмы опять же шить. Это же человек 20 надо к съемкам привлекать, разорение какое! Блин, реквизит от кино «Иван Васильевич меняет профессию» нашли бы по сундукам. И то бы получилось.
А еще в фильме важную роль играют красивые резные шахматы, в которые по замыслу сценариста очень любит играть Иван Грозный. Вот только играть он в них, как оказывается, не умеет, потому что в один прекрасный момент, Годунов ставит ему мат в один ход. И Грозный, который вроде как хороший шахматист, не видит, как его обыграет противник. Интересно, сценарист вообще в шахматы хоть один раз играл? Ну и прочие моменты, вроде того, что Иван Грозный расправился со своим сыном. Ну без этого никуда – драмы не будет. Федор Иванович встречает Ирину Годунову в церкви и влюбляется в нее с первого взгляда, а потом женится. Наследник. Трона.
Вообще, вот это, собственно, в сериале и главное – все влюбляются с первого взгляда, любовь-морковь, пропавшая возлюбленная. А вся история тут идет на фоне шур-мур. В общем – «Годунов» - малобюджетная пседоисторическая халтура, с попыткой в очередной раз сделать «Великолепный век» за бесплатно, чтобы всем нужным и заинтересованным лицам хватило на хлеб с маслом.
Смотреть этот кошмар или нет – решать вам. Но вообще, это очередной мрачный мрак. Ничуть не лучше «Софии». Только Маковецкий в роли Грозного и спасает эту поделку.