Posted 4 ноября 2018, 18:54
Published 4 ноября 2018, 18:54
Modified 7 марта, 16:19
Updated 7 марта, 16:19
"К вопросу о том, как изменилась наша жизнь за последние 30 лет, - пишет Борис Макаренко в своем Живом Журнале. - "Жёлтые страницы" показывают, что в одном только Петербурге работают сейчас около 500 ветеринарных клиник. У людей появилась возможность лечить не только себя, но и своих домашних животных.
Кроме возможности появилось также и желание. Картина к посту называется "Смерть Фидельки", и ещё относительно недавно её сюжет, — смерть домашнего питомца, — воспринимался обществом как юмористический. Сейчас чёрный юмор, разумеется, тоже в ходу, однако в наше время нормальному человеку и в голову не придёт смеяться, если околеет реальное животное.
Вообще, отношение к животным изменилось в сторону большей ответственности. Стерилизация, прививки, нормальный корм, поездка к ветеринару в случае проблем — это уже норма жизни. Если раньше с неодобрением смотрели только на тех, кто выкидывал своих животных на улицу, то теперь недоумение вызывают и хозяева, не считающих нужным вкладываться в воспитание и дрессировку. Не знаю, как в других городах, а в Петербурге начинают уже даже доносить до урн собачьи мины.
Интересная зарисовка из жизни. Я провёл недавно несколько дней в ветклинике: Тесла приболела (сейчас уже поправилась). При мне привезли кота, который не ел неделю. Врач сообщил, что привозить надо было, конечно, раньше, после первого же дня отказа от еды. Взяли анализы, поставили капельницу, а к вечеру выяснилось, что почки у животного отказали полностью. Так как трансплантацию почек кошкам не делают, а гемодиализ в таких случаях неприменим, кота решили усыпить.
У людей в России такого выбора нет. С одной стороны, конечно, нам лучше — те же проблемы почек человеческая медицина лечит уже довольно успешно. С другой стороны, когда перед человеком встаёт перспектива неизбежной и мучительной смерти, он не может позвонить в клинику и попросить сделать ему последний укол. Он должен страдать до конца, зачастую на протяжении нескольких месяцев или лет. Если отставить в сторону вопросы религии и традиций, не вполне понятно, кому это страдание нужно.
Кстати, раз уж мы заговорили о клиниках. Недавно читатель огорошил меня цифрой: оказывается, в Санкт-Петербурге работают сейчас 2,5 тысячи (!) частных клиник. Миллионы людей, которые пользуются услугами коммерческих клиник и диагностических центров, освобождают места для тех, кто предпочитает государственную медицину. В том числе и благодаря этому средний уровень медобслуживания растёт.
Изменения заметны даже по улыбкам. Если ещё относительно недавно плохие зубы были нормой, ибо на частных зубных техников деньги были мало у кого, а поход к "бесплатному" стоматологу оборачивался мучительной пыткой, то теперь ухоженным частоколом здоровых зубов щеголяет, пожалуй, большая половина петербуржцев".