Posted 30 октября 2018, 07:22
Published 30 октября 2018, 07:22
Modified 7 марта, 16:23
Updated 7 марта, 16:23
По версии обвинения, блогер и главный редактор издания "БлогСочи" Александр Валов предлагал за деньги не публиковать в своем издании и не распространять в федеральных СМИ информацию о захвате депутатом Госдумы Юрия Напсо части общественного пляжа. В июле 2016 года помощник депутата, предприниматель Алексей Дынин написал на блогера заявление в ФСБ и полицию. Сначала в возбуждении уголовного дела отказали – и только в январе 2018 года постановление об отказе в возбуждении было отменено. Международная организация "Репортёры без границ" относит Александра Валова к числу российских журналистов, неправомерно находящихся в тюрьмах за их профессиональную деятельность.
Об Александре Валове и процессе над ним специально для «Новых Известий» рассказала журналист Софья Русова.
Все началось 19 января, когда в квартире Валова спилили железную дверь и провели обыск. Валов рассказал, что как только следователь и сотрудники полиции зашли в квартиру – его несколько раз сильно ударили и сразу же отобрали все мобильные устройства, чтобы он не мог снимать происходящее. Валова задержали, а через двое суток Центральный районный суд Сочи вынес решение об его аресте. Вскоре из материалов уголовного дела пропала изъятая в ходе обыска sim-карта блогера, а его социальные сети и сайт взломали. За время следствия блогер объявлял голодовку, побывал в карцере СИЗО-1 Краснодара, в июне проткнул себе живот авторучкой и пролежал несколько дней в больнице, прикованный наручниками к кровати, находясь под охраной нескольких автоматчиками. На мой вопрос, зачем он это сделал, Валов ответил, что пытался таким образом защищать свои права, так как все его жалобы на нарушения в СИЗО, в том числе и жалобы на состояние здоровья, которые он отправлял оставались без ответа.
Открытый блог и его враги
Александр Валов родился в Иркутской области, в небольшом городе Байкальске и как и многие живущие в достаточно суровом климате мечтал переехать в тепло, ближе к морю, навсегда забыть о необходимости надевать шерстяные носки и меховые шапки. Приехав в Сочи еще до Олимпиады, Валов успел позаниматься общественной деятельностью в сфере развития молодежного предпринимательства, подружился и поругался с мэром города Анатолием Пахомовым, попытался выдвинуться в депутаты краевого парламента от партии Яблоко. Все эти годы Александр Валов писал об острых общественно-политических темах на своем ресурсе "БлогСочи", доносил информацию до федеральных СМИ, работал с иностранными журналистами, давал интервью. Ресурс быстро стал очень популярным. Даже сейчас, когда я приехала к Валову на суд и в перерывах между заседаниями зашла вместе с адвокатом в первую попавшуюся кофейню, её хозяин живо отреагировал на произнесенное нами словосочетание “БлогСочи”, и сказал, что всегда его читал.
Несмотря на то, что Сочи уже стал фактически третьей столицей России, а население города даже по официальным и очевидно заниженным данным превышает полмиллиона – гражданское общество в нём развито очень слабо, а любая общественная инициатива быстро вызывает повышенное внимание администрации и всевозможных силовых ведомств. Неоднозначный Валов, приехавший из другого региона и создавший успешный, в том числе в финансовом плане, хорошо зарабатывавший на рекламе медиапроект, быстро стал заметной фигурой.
С количеством читателей у блога нарастало и количество врагов, в том числе и среди местных силовиков. Валов рассказывает, что ему неоднократно звонили люди, представившиеся сотрудниками ФСБ и просили убрать ту или иную публикацию. Валов на эти просьбы не реагировал.
Но неприязненное отношение к Валову существует не только у силовиков, но и у многих общественников. Так, он никогда не скрывал, что делает многие публикации из-за наличия рекламных контрактов. Например, скрыто рекламировал горнолыжный курорт, принадлежащий Газпрому, и несколько раз крайне неприязненно высказывался по поводу экологов, которые выступают против его развития на территории национального парка.
Хотя сам Валов больше позиционировал себя как блогера, а не как журналиста всё это, безусловно, выглядит не очень красиво. В журналистской среде это называется “джинсой” и является нарушением профессиональных принципов. Однако именно в регионах это становится ахиллесовой пятой изданий и их владельцев. По свидетельству Фонда защиты гласности, именно скрытые рекламные контракты давно стали тем крючком, на которые силовики ловят неугодную региональную прессу. Технология провокаций и следующих за ними обвинений в “вымогательстве” немудреная и потому отточена до мелочей. Главное, чтобы суд связал и в нужном ключе истолковал наличие рекламного договора и существование критических публикаций.
Валов попался именно на этот крючок. Ведь у многих жителей у него было отношение не только как блогеру, но и как к общественному деятелю, который может помочь. Летом 2016 года по просьбе местных жителей Валов приехал в поселок Лоо. Они жаловались, что территория пляжа огорожена забором, охраняется людьми в майках с логотипами ЛДПР и собаками. Ключи не дают даже хозяевам и арендаторам эллингов, отдыхающие вынуждены перелезать через ограждения. Точно также - через забор попал на территорию и Валов. Он сделал фотографии частного пляжа депутата Госдумы Юрия Напсо и его эллинга. После этого появилась публикация "Частный бассейн депутата Госдумы Юрия Напсо" ,которая до сих пор доступна онлайн. Она и стала отправной точкой для возбуждения уголовного дела.
Клан Напсо
Большая семья Напсо активно занимается разными видами бизнеса и широко представлена в законодательной власти разного уровня. Старший брат – Роман Напсо депутат городского собрания Сочи, управляющий автозаправочного комплекса Сочинского филиал ПАО "НК "Роснефть" – Кубаньнефтепродукт", жена Вероника Иванчикова – также депутат горсобрания курорта, занимается бизнесом, племянник Мурат Напсо – депутат Законодательного собрания Краснодарского края, состоит в комитете по имущественным и земельным отношениям, еще один родственник, другой Мурат Напсо – депутат Совета Туапсинского городского поселения.
Юрий Напсо неоднократно избирался депутатом Государственной Думы, а в 2016 году прошел по списку ЛДПР от Краснодарского края. Сейчас, как указано на сайте Госдумы, он занимает пост первого зампредседателя комитета по госстроительству и законодательству. В ЛДПР кандидат исторических наук Напсо курирует не только Краснодарский край, но также Адыгею и Ставропольский край. В составе "теневого правительства" ЛДПР Юрий Напсо занимает должность "министра по делам Северного Кавказа".
Отец Напсо, директор крупного мясокомбината "Туапсинский", был убит в 2002 году рядом с арбитражным судом Краснодара. Его оппонент не смог добиться в суде, чтобы предприниматель выплатил ему деньги за мясо, которое он сдавал на комбинат и в отчаянии пошел преступление.
Получив наследство, его сын Юрий Напсо решил не ограничиваться бизнесом, а пошел в политику. Тем более, что после нескольких покушений на него самого и убийства его персонального водителя мандат депутата Госдумы, вид на Кремль и покровительство со стороны ЛДПР, в том числе теплые отношения с "настоящим и круглосуточным другом" (слова Напсо) Игорем Лебедевым казались гарантией спокойствия.
Суд - не место для дискуссий
Судебные "чудеса" начались уже 19 сентября, когда прошли предварительные слушания по делу на которых присутствовал Валов и два его адвоката – Александр Попков от правозащитной организации "Агора" и Сергей Костюк.
Поскольку в публикациях "БлогСочи" судья Николай Иванович Трухан и возглавляемый им Лазаревский районный суд неоднократно становились объектом критики, адвокаты заявили ходатайство об отводе судьи.
"После этого, под предлогом того, что у судьи нет совещательной комнаты, адвоката и прокурора попросили выйти из зала в коридор. Это стало приёмом, который позволил огласить судебное постановление без нас. Когда мы вернулись в зал, мы обнаружили Александра, конвой и секретаря. Судьи уже не было", – рассказывает адвокат Сергей Костюк. Кроме всего в этот же день должен был рассматриваться вопрос о продлении содержания под стражей. Позже адвокатам позвонили и сообщили, что этот вопрос был рассмотрен без них и без прокурора.
Вероятнее всего, судья просто забыл про необходимость продления и дал указание секретарю Людмиле Кукузенко составить протокол заседания постфактум. В нём секретарь отразила “позицию адвокатов” и процитировала “реплики” отсутствовавших в зале адвокатов и прокурора.
Поэтому, на первом судебном заседании 10 октября адвокаты подали ходатайство об отводе секретаря судебного заседания за фальсификацию протокола. Однако судья Трухан отказался даже рассматривать его. "А прошлый раз вы пытались навязывать свои правила. Участвуйте в процессе – ваши митинги тут неприемлемы", – сказал он. Похоже, эта реплика относилась не только к адвокатам, но и к подсудимому, который также требовал удовлетворить ходатайства адвокатов об отводе судье и секретарю. Весь первый день прошел в попытках адвокатов убедить судью не нарушать УПК.
В частности, Валов заявил, что ему не дали возможности ознакомиться с материалами дела и просил осуществить это его законное право. Судья же ответил, что это лишь повод затянуть процесс. Совершенно неожиданно эта перепалка вылилась в вопрос о национальности Валова. Перейдя на более эмоциональный тон судья Николай Трухан вдруг спросил: "Валов, вы что, еврей?". На что тот ответил: "Да, и горжусь этим". "Ну тогда мне все понятно", – резюмировал судья и объявил перерыв.
Забегая вперёд, отметим, что следующее заседании началось с еще одного ходатайства об отводе судьи – которое адвокаты заявили из-за антисемитского выпада. Однако как и прежде, Николай Трухан его отклонил.
Свидетели обвинения
Из допроса бывшего помощника депутата Юрия Напсо Романа Гукасяна стало ясно, что он вместе со вторым помощником Алексеем Дыниным (который, собственно, и написал заявление о вымогательстве) долго пытались подкупить редактора "БлогСочи" и просили убрать с сайта публикацию про бассейн. Гукасян сам рассказал, что все свои действия они согласовывали с депутатом Напсо.
На вопрос Валова, есть ли у Гукасяна подтверждение того, что он требовал деньги, Гукасян ответил: "Мы думали, что мы можем с тобой договориться. Это в процессе выяснилось, что мы не можем договориться. Есть конкретные свидетели – Дынин, Напсо, Гукасян. Этого достаточно".
Валов и Гукасян были знакомы около десяти лет, в том числе, по словам блогера, он неоднократно оказывал услуги рекламного характера бизнесу Гукасяна (он является владельцем прибрежных кафе). Последний раз Гукасян перевел Валову сто тысяч рублей указав в назначении платежа “рекламные услуги”. Гукасян же заявил в суде, что перевел деньги “под давлением” Валова и по просьбе депутата Напсо. Именно эти деньги обвинение и считает полученными за счет вымогательства.
Второй свидетель Алексей Дынин в ходе допроса путался в показаниях. В результате, судья Трухан предложил ему попросить прокурора зачитать его показания из протокола допроса, фигурирующего в деле. Что, несмотря на бурное возмущение и возражения адвоката Александра Попкова, и было сделано.
Кроме того допросили бывшего сотрудника "БлогСочи" Вадима Свидина, у которого в рамках уголовного дела был проведен обыск: "По данному делу мне ничего не известно, я писал статьи. Когда после обыска у меня был допрос – я даже не знаю, кто его проводил. Обыск был внезапный, в мое отсутствие, когда я находился на работе. Все перевернули. Там были сотрудники ФСБ, они задавали общие вопросы. Это было ночью. Потом уже в три часа меня завели в кабинет. Я им сказал, что Валов предлагал мне писать на острые и актуальные темы, а не компрометирующие. Я говорил – острые и актуальные, а слово “компрометирующие” было потом приписано". Адвокат Попков: "Кто вас потом вызывал в суд"? Свидин: "Сотрудник ФСБ, но он не представлялся, сказал, что требует начальство его, чтобы я был в понедельник. Уважаемый судья! Мне сказали, что вызывают по вашей просьбе – у вас лично есть ко мне вопросы".
На последнем до перерыва заседании судья Николай Трухан несколько раз вынес замечания в адрес адвоката Александра Попкова и подсудимого Валова. Одно из них за то, что Валов обратился к суду с просьбой дать ему 5 минут на общение с адвокатом.
Суде над Валовым продолжится 1 ноября.