Posted 25 октября 2018, 09:58
Published 25 октября 2018, 09:58
Modified 7 марта 2024, 16:26
Updated 7 марта 2024, 16:26
Иван Петровский
Октябрьский губернаторопад в очередной раз поставил перед российской властью кадровую задачу. Президенту необходимы компетентные и доверенные лица, которым можно срочно доверить Республику Хакасию, Мурманскую и Сахалинскую области, а в ближайшей перспективе – и ряд других субъектов. А поскольку скамейка запасных в региональной политике, как и в отечественном футболе, достаточно коротка, приходится «одалживать» проверенных менеджеров из федеральных органов власти. Одним из таких вероятных назначенцев, по предварительным оценкам, в скором времени станет заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов.
Стартовая позиция у Иванова – кандидата в губернаторы достаточно сильна, а послужной список, помноженный на возраст, вполне способен вызвать белую зависть. Но у него есть и ещё одно отличие от коллег по кандидатскому пулу: он довольно регулярно становится героем материалов отрицательной направленности, размещаемых в СМИ и в первую очередь в Интернете.
Достаточно ввести слова «Тимур Иванов» в строку Интернет-поисковика, как на читателя вывалится добрый десяток страниц, повествующих о том, в каких чудовищных махинациях якобы погряз замминистра, как ловко подгрёб под себя армейское имущество, как сам у себя покупает и сам себе продаёт десятки стратегически важных предприятий…
Почему такое случилось именно с Ивановым? Ответ очевиден, хотя совсем на поверхности и не лежит. В массе своей деловые люди уже научились не только эффективно вести бизнес, но и профессионально защищаться и улучшать имидж в медийном пространстве. А вот у государственных служащих, в том числе и самого высокого уровня, зачастую нет ни времени, ни бюджетов для защиты и нападения на противников. А если речь идёт о людях военных, то чаще всего нет и желания. Не потому ли именно они и становятся наиболее привлекательной мишенью для клеветы и нападок?
Министерство обороны Российской Федерации попало под волну компромата ещё с широко известного "дела Сердюкова". После назначения на министерский пост Сергея Шойгу настроения эти чуть сбавили обороты. Поскольку «мочить» самого Сергея Кужугетовича решился бы далеко не каждый, критики избрали прицельное бомбометание по ближайшим соратникам. Одним из которых и стал заместитель министра Тимур Иванов.
Парадоксально, но одним из основных пунктов обвинения является то, что Иванов – "человек Шойгу". И это действительно так. Тимур Иванов стал соратником министра обороны ещё в ту пору, когда трудился у последнего в должности заместителя председателя правительства Московской области. По словам коллег, Иванов пользуется репутацией человека проверенного и преданного.
Те же люди активно продвигают легенду об Иванове как "самом богатом человеке" в стенах Минобороны. Однако обращение к доступным источникам не подтверждает этого тезиса. Согласно поданным декларациям, самым обеспеченным чиновником ведомства в 2016 году был руководитель департамента строительства Максим Ченгаев с доходом в 51,9 миллиона рублей. Доходы же Иванова за тот же период составили 14,2 миллиона. На сенсацию всероссийского масштаба никак не тянет.
Кстати, стоит иметь в виду, что до приходы в Минобороны Тимур Иванов занимал высокие посты в бизнесе и управлении энергетикой. С 1999-го был советником руководителя департамента сооружения атомных объектов Министерства по атомной энергии, позже стал первым вице-президентом «Атомстройэкспорта», откуда ушел на пост зампреда правления «Интер РАО ЕЭС». В это же время Иванов находился в должности советника министра энергетики. В период с 2009 по 2012 год был гендиректором ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России.
Следующий пакет претензий к Тимуру Иванову связан с оптимизацией распределения заказов. В 2014 году Главное управление обустройства войск приняло решение об отказе от субподрядчиков, приобретении профильных активов и включении их в состав управления. Создание подобной системы было призвано привести все процедуры к единому стандарту, оптимизировать работу корпоративного центра, повысить контроль качества и сроков осуществления строительной и прочей профильной деятельности в интересах заказчиков.
Не секрет, что любой руководитель предприятия, вне зависимости от формы собственности, стремится сосредоточить все финансовые потоки в собственных руках. Но предполагать, что делается это исключительно ради беспрепятственной возможности воровать, может только человек, в равной мере удалённый от практики управления и здравого смысла. Ведь финансовый контроль – это прежде всего гарантия реализации тех целей, ради которых и создавался хозяйствующий субъект. Но помойные «аналитики» упорно продолжают судить по принципу "быть у воды - не напиться".
Расширение пакета акций чаще всего служит показателем эффективности и инвестиционного потенциала коммерческой структуры. В этом смысле дополнительная эмиссия акций возглавляемой Ивановым «дочки» Минобороны, АО «Оборонстрой», – лучшая оценка его деятельности как менеджера. И то, что реализованы эти акции были внутри Минобороны и «Оборонсервиса», вполне вписывается в вышеописанную концепцию Иванова – ни копейки от сделок с военным имуществом на «гражданку» не ушло.
Конечно же, случались в деятельности нынешнего заместителя министра обороны и определённые репутационные проколы. В 2012 году под предлогом дорогой логистики ООО «Трансстройинжиниринг» значительно завысило цену на уголь для нужд Минобороны, а тогдашнее руководство ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» – дочернего предприятия «Оборонстроя» – оплатило эти контракты, из-за чего бюджет потерял более 400 миллионов рублей. Дело было громкое, руководители соответствующих подразделений понесли наказание. О вине Иванова в заключениях проверяющих не говорилось.
В «Оборонстрое» «Газете.Ru» рассказали, что «афёра с углём раскрыта после собственного внутреннего расследования Службой безопасности компании»: «Инициировал его лично Тимур Иванов, возглавив компанию. Собранные материалы передали в СКР и на их основании было возбуждено уголовное дело, поэтому Тимур Иванов никак не мог стать его фигурантом. Более того, этот договор о поставке угля был заключен в 2012 году, а Тимур Иванов пришел в Оборонстрой в марте 2013. Помимо этого контракта, Тимур Иванов обязал проверить ряд других, заключенных прежним руководством и благодаря ревизионной работе удалось сохранить более 7 млрд рублей бюджетных средств», — пояснили ситуацию вокруг публикаций СМИ в пресс-службе.
Ровно из той же серии и попытка привязать Иванова к целому ряду «пост-сердюковских» уголовных дел. Самый известный пример здесь – осуждение на 7 лет 9 месяцев лишения свободы Александра Горшколепова – заместителя директора департамента имущественных отношений Минобороны, который в тот момент курировал Иванов. Однако и здесь кропотливая работа следствия и суда не выявила вины заместителя министра.
Так что, вопреки слухам и домыслам, карьерные перспективы у Тимура Иванова есть, и немалые. Да и возраст у чиновника - самый продуктивный (43 года).