Posted 25 октября 2018, 11:25
Published 25 октября 2018, 11:25
Modified 7 марта, 16:26
Updated 7 марта, 16:26
Россия поддерживает отношения со многими группировками, действующими в Южном Йемене, и уверена, что какая-нибудь из них со временем сделает Москве предложение открыть в стране военную базу. Российский интерес к созданию базы растёт, так как Москва все больше рассматривает Южный Йемен как плацдарм для распространения своего влияния во всем регионе Африканского рога.
Не так давно посол России в Йемене Владимир Дедушкин заявил, что Южный Йемен – это важная часть страны и интересы этого региона должны быть отражены в будущем мирном соглашении. Внимание, которое Москва стала уделять йеменским проблемам, показывает, что она рассматривает стабилизацию в этой стране предпосылкой для создания сферы интересов на берегах Красного моря, - пишет на сайте Московского Центра Карнеги эксперт по ближневосточным проблемам Самуэль Рамани.
Ещё в январе Сергей Лавров объявил о готовности выступить посредником в борьбе между южнойеменскими сепаратистами и сторонниками изгнанного президента страны Абд-Раббу Мансура Хади, а до этого Россия заключила с правительством Хади договор, по которому йеменские банкноты печатаются в Москве и затем перевозятся в Аден, что позволило властям Йемена выплачивать жалованье военным и полицейским в Южном Йемене и предотвратить их массовый переход на сторону сепаратистов.
О российских интересах в Красном море заговорили в 2009 году, когда высокопоставленный российский военный заявил, что Москва заинтересована в создании военной базы близ стратегически важного пролива, соединяющего Красное море и Аденский залив, с того времени Москва все больше рассматривает Южный Йемен как плацдарм для распространения своего влияния во всем регионе Африканского рога.
Более того, Россия предлагает странам Восточной Африки расширить двусторонние торговые связи в обмен на право создать там свою военную инфраструктуру. Сергей Лавров уже заявлял о намерении создать логистический центр в Эритрее для увеличения экспорта российских сельскохозяйственных и сырьевых продуктов в регион. Рассматривается также возможность строительства военно-морской базы в Сомалиленде, а военная база в Южном Йемене позволит связать эти центры с Аравийским полуостровом.
Именно поэтому российская дипломатия пытается найти компромисс между правительством Хади, которое выступает за унитарное устройство страны, и его партнерами по коалиции, которые добиваются расширения участия Южного Йемена в мирных переговорах. В этом конфликте Россия стремится выступить в роли авторитетного посредника, она поддерживает тесные отношения с представителями правительства Хади и неформальные связи с левыми политиками Южного Йемена. Москва уже добилась ослабления напряженности между правительством Хади и его южнойеменскими партнерами, полагая, что сумеет изолировать воинственных радикалов, стремящихся к созданию независимого Южного Йемена.
Россия считает, что сближение позиций умеренных представителей Южного совета и Йеменской соцпартии приведет к изоляции наиболее радикальных элементов и откроет путь к соглашению, которое позволит избежать нового раскола Йемена на два государства, как это было до 1990-х годов. Поддержка территориальной целостности Йемена повышает престиж Москвы в регионе, тем более, что ей удается отстаивать и свои интересы в Южном Йемене, и сохранять при этом хорошие отношения и с Саудовской Аравией, и с Ираном. Хорошие отношения с Эр-Риядом и Тегераном помогают России стать важным посредником еще в одном ближневосточном конфликте, так что более активное участие в йеменском урегулировании отлично вписывается в общую стратегию Москвы в регионе.
Для реальной стабилизации Южного Йемена России придётся сделать что-то большее, чем просто риторические заявления и неформальное посредничество. Но уже сегодня очевидно, что интерес Кремля к этой стране растет. Если России удастся наладить диалог в Южном Йемене и добиться от ООН, что умеренное крыло Южного переходного совета получит место за столом переговоров, Москва может стать важным игроком еще в одном крупном конфликте на Ближнем Востоке.
Полностью здесь