"Помню, когда я был депутатом, членом комитета по обороне, были мы на каком-то совещании, - говорит Сергей Цыпляев в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - И задали вопрос, а почему у нас так много пусков космических, а почему у американцев так мало. Мы сейчас тоже периодически гордо заявляем, что мы запустили ракет в два раза больше, чем они. Объяснение было очень простое: "Понимаете, у нас там электроника не живет".
Вот это – та проблема, почему у нас сейчас спутники глохнут, мы же ее так и не можем решить. Вот эта фитюлька, которая должна жить в условиях космоса, жесткого излучения, выдерживать этот поток, ее сделать тяжело. Ты приезжаешь на некое предприятие, и там совершенно в другом месте, чтобы не увидели, стоит привезенное через третьи-четвертые-пятые страны оборудование, которое точит винты подводных лодок. Это – советское время.
Потому что отклонение от идеальной формы винта подводной лодки – это шум. И чем больше у вас таких дефектов, минимальных, микронных, тем больше шумит лодка. А как лодку обнаруживает противник? Акустики слушают шум. Для того, чтобы у вас лодка не шумела, должен быть идеально выточенный винт. А выясняется, что оборудование вам взять негде. И вот так происходит на каждом шагу.
У нас сейчас опять стоит та же идея- нам нужна технология, нам нужен индустриализационный рывок. Но сделать это, полностью отгородившись, просто невозможно. И Петр I - пример совершенно яркий. Он же тащил, практически выдергивал страну. Рушил скрепы. Народ почитал его за Антихриста, называется "Русь поставил на дыбы". Но при этом мы читаем и понимаем - он делал флот. Но флот не получался. Практически все, что было построено в Воронеже и спускалось вниз, оно просто не могло эксплуатироваться, оно сгнивало в кратчайшие исторические сроки.
Через какой-то момент вдруг выясняется - построили под сотню кораблей, а в списке действующих – 5-6. Несколько лет – и все исчезло. Вторая попытка – Балтика. И опять та же проблема. Вроде, ну что такое – флот построить? А вдруг выясняется, что вы должны это уметь делать, вы должны правильно работать, правильно подбирать лес, правильным образом выполнять технологию. В результате получалось колоссальное количество произведенных кораблей, а через очень короткие времена опять по спискам фактически этих кораблей нет.
На чем воевали? На подержанных иномарках, называю этим языком те корабли, которые покупали, уже бывшие в употреблении, у западных стран, которые могли работать 30-40 лет, в отличие от этих, которые работали несколько лет.
Вот и сейчас мы видим по космосу. Там погнули крепление, здесь вверх ногами забили датчики, здесь ракету запланировали на старт с Байконура, а стартует она с Восточного, не ту программу заложили… И вот это все говорит о том, что поддерживать технологический уровень и участвовать в конкуренции – это страшно тяжелая задача. И если мы хотим действительно осуществлять рывок, нам, конечно, совершенно необходимо вылезать из изоляции.
У нас был шанс образовать серьезный конгломерат с Европой, которая идет в постиндустриал, а мы оказываемся индустриально-сырьевой базой. И Китай тогда остается в этом смысле фабрикой для Америки, а мы становимся фабрикой для Европы и повторяем то, что мог сделать Китай. Но что у нас сейчас получается, какие отношения с Европой? Практически все эти проекты закрыты, эта возможность почти упущена.
Если вы просто сырье поставляете, вы находитесь на уровне заготовительного цеха. Если вы сюда тащите индустрию, то вы начинаете развиваться. Так же, как Китай. Появляются рабочие, появляется культура, появляется понимание, появляется локализация. Например, построили завод "Скания" в Санкт-Петербурге, я занимался, в общем, "посадкой" этого завода здесь. Они искали предприятия, которые, как они считали, могут дотянуть до необходимого уровня, помогая технологией, обучением, потому что они в этом заинтересованы.
И после этого вы начинаете медленно продвигать и постиндустриал дальше на Восток, и страна может работать, продвигаясь вперед в связке. Если вы полностью выходите из мировых кооперационных связей, не участвуете в этих цепочках добавленной стоимости, то у вас есть шанс вообще оказаться на обочине развития. А мы всемерными усилиями пытаемся заглушить вообще любые возможности развития, обрезать себе какие-то перспективы и направления движения, а потом с изумлением через какое-то количество поколений задавать себе вопрос, а что же мы так отстали".