Posted 24 октября 2018, 14:07
Published 24 октября 2018, 14:07
Modified 7 марта, 16:27
Updated 7 марта, 16:27
Людмила Бутузова
Напуганные ценами (40 рублей в час! ) и возможными штрафами за нарушение правил, водители резко кинулись на свободные места во дворах, заполонили автомобилями тротуары, газоны и детские площадки. Петиция за отмену платных парковок, размещенная в интернете и адресованная президенту, собирает по сто подписей в день. Однако надежд мало, что федеральный центр заступится и вправит мозги местным властям.
Многим кажется, что «партизанская война» куда эффективнее. Официально платные парковки заработали с 1 октября, но наказывать за нарушение новых правил начали лишь с 15-го. Воронежцы ответили на действия властей хитростями и вандализмом. Водители выдергивают и ломают паковочные знаки, закрашивают номера машин и посылают по матушке инспекторов, призванных следить за соблюдением регламента.
Еще до запуска системы горожане украли с будущих платных парковок 170 знаков и сотню стоек для них, а четыре автомата для внесения денег попытались сломать. Когда же тестовый период закончился и стоящие у обочин машины начали фотографировать, экономные граждане пошли на новые уловки. В соцсетях распространяются комментарии, как обмануть систему с помощью съемных рамок и бумажных листков на госномерах, описываются способы, как избежать штрафа на «законных» основаниях – например, перемещать свою машину с одной стороны улицы на другую раз в 15 минут (тогда штраф не начисляется).
Нескончаемая перепалка идет и в СМИ. Разобиженные воронежцы объясняют, что пользуются личными авто вынужденно: жилье на окраине, где общественный транспорт ходит плохо, работа в центре, перехватывающих парковок нет, детей нужно возить из школ на кружки… Сторонники нововведения указывают, что из-за обилия автомобилистов образуются плотные заторы, «нормальному человеку» в центре негде припарковаться, поэтому «нищебродам» делать здесь нечего.
- Стало понятно, что власть действует не в интересах жителей, а в интересах узкого круга лиц, - объясняет накал страстей Дарья Сухорукова, пойманная, кстати, на месте преступления, когда протаранила заградительную стойку и поставила машину там, где ей надо. - Когда наше правительство спустится со своих высот и снизойдет до простых смертных? До наших проблем и доходов? Я работаю там, куда смогла устроиться, и я не виновата, что офис моего работодателя в центре, я не виновата в том, что любой свободный клочочек земли отдают под застройку и не думают о местах под парковку. Раньше люди хотя бы питали надежды, что федеральный центр, президент помогут — сейчас этого нет, местным царькам дана воля любыми способами выкачивать деньги из наших карманов.
Интересная деталь: организацию платных парковок в Воронеже взял на себя белгородский бизнесмен под условия, что пока его затраты не окупятся, в горбюджет он будет отдавать 25% прибыли, а после того как окупятся - 40%.
- То есть, ставя машину в центре, я должна скидываться чужому дяде на новый «порш»? – негодует Сухорукова. – У нас средняя зарплата в городе 20 тысяч рублей. Тут не столица, где миллиардер Ликсутов решил «подстричь» московскую буржуазию платными парковками. В Воронеже ликсутовский бизнес точно не пройдет. Такие демарши, как сейчас, только начало. Дальше будет еще веселее.
Эксперты этого тоже не исключают.
- Платные парковки – довольно непопулярная мера, - заявил «НИ» политтехнолог Сергей Отрощенко. - Власти, как правило, до выборов вводят мораторий на любые действия, способные вызвать напряженность в обществе. Но после того, как все прошло, можно уже без опаски для себя повышать пенсионный возраст, объявлять решения по платным парковкам, как жизненно необходимые для городов. Считается, что люди пошумят и стихнут. Пример Москвы, где платные парковки существуют с 2012 года и начинались с нескольких улиц в центре, затем постепенно расширилась до периферии, их в этом убеждает. Каждое расширение провоцировало протест жителей, но ни разу это не приводило к отмене или пересмотру решения. Конечный интерес - за шесть лет с московских автовладельцев собрано в общей сложности 18,4 млрд руб. Все это убеждает центральную власть, что она на правильном пути, и провинция просто обязана поддержать вдохновляющий пример. Не случайно именно сейчас на ТВ запущена масса сюжетов, как радостно встречают платную парковку обитатели столичных «спальников», и нет ни слова о том, что жители как минимум десяти российских регионов развернули масштабную «антипарковочную» кампанию. Трудно сказать,чем она закончится, но уже сейчас ясно, что доверие к власти подорвано, ее авторитет падает.
Сколько городов в теме? Платная парковка официально введена в 17 областных центрах. Ещё не менее чем в девяти думают о её введении в ближайший год. В трех городах проект свернули из-за яростных протестов населения и некомпетентности чиновников. Даже в Петербурге таблички с монетками носят скорее рекомендательный характер, а в Красноярске и некоторых других городах реформа с треском провалилась. В ряде регионов ГИБДД саботирует саму возможность выписывать штрафы автомобилистам за неоплату парковки, не предоставляя доступ к своей базе данных. Из-за этого в Питере, Ростове-на-Дону, Сочи, Екатеринбурге, Курске и Чебоксарах платные парковки работают через пень колоду и финансово не оправдывают своего существования.
Не везде этому можно радоваться. Например, в Ростове, перегруженном автомобилями, организация платных парковок могла бы расшить транспортный коллапс в центре. Деньги в проект вбухали, запретов понаставили – результата ноль. По свидетельству RostovGazeta, стало еще хуже, теперь в центр съезжаются даже те, кто раньше старался избегать пробок, но сейчас хочет доказать властям, что одними запретами застарелую транспортную проблему в городе не решить, на организацию платных парковок бюджет потратился зря. Опрошенные газетой эксперты этого не подтверждают, но, по их мнению, проект продолжит быть убыточным, пока в законодательстве не будут внесены соответствующие поправки.
По словам исполнительного директора ООО "Сити паркинг" Александра Еремина, сейчас во всех городах России, кроме Москвы, платные парковки не приносят никакого дохода, так как штрафы за неоплаченную парковку взимаются только в столице. Почему так? А потому что Москва на особом положении -органы городского управления столицы являются госорганом, и в соответствии с действующим законодательством, данные из банка полиции могут предоставляться только по запросу государственных органов управления. Провинциальным городам вожделенная база ГИБДД недоступна, поэтому штрафы «за безбилетную стоянку» смехотворны или их вообще нет.
Наличие такой же проблемы подтверждает эксперт – инженер, исследователь Дмитрий Графов, по мнению которого провал в законодательстве мешает развивать систему платных парковок. "В случае с Ростовом на сегодняшний день не определено, кто должен штрафовать водителей, и это самое главное упущение, поэтому в Ростове, как и в других городах, платные парковки не будут функционировать так, как надо", - считает он.
Тем не менее, в ближайшее время ситуация может измениться, и платные парковки начнут окупать себя. Сейчас законопроект "О полиции", согласно которому МВД должно будет разработать правила предоставления персональных данных, одобрен Советом Федерации и уже отправлен за подпись президенту. "Наш прогноз: до конца текущего года проблема разрешится, и уже со следующего года будет возможность привлекать тех, кто не оплачивает парковку", - говорит Еремин.
Регионы затаились. Еще неизвестно, что хуже, - раздражать центр неумением обогащать свой бюджет за счет платных парковок или гнобить людей штрафами за отсутствие у них средств на оплату стоянки?
В Курске, например, на платных парковках 1100 мест, городская казна получает за пользование ими 4 миллиона рублей, а в виде штрафов всего 1 млн в год. И надо было за эти слезы вступать в клинч с армией курских водителей?
- Погнались за московской модой на парковки и думали, что на них тоже прольется золотой дождь, - говорит о курских чиновниках адвокат правозащитной организации «Колесо» Игорь Дымченко. – В столице как? Заплатил за парковку – получил хорошую дорогу к новому детскому саду. В Курске – совсем другие масштабы, опыт Москвы здесь не работает. Прежде всего потому, что в городе нет денег: 30 рублей в час за парковку – эту планку возьмет не всякий. Про штрафы вообще молчу. Надо еще посчитать, сколько зарплаты будет выплачено контролирующим органам и судебным приставам за то, чтобы содрать со штрафников хоть что-то.
Не все однако измеряется деньгами. «Новые Известия» решили познакомиться с опытом других городов и выяснили, с какими сложностями пришлось им столкнуться при организации парковок и какие плюсы увидели власти.
Платные парковки в Калуге работают с конца 2014 года. По данным сайта калужского парковочного пространства, сейчас в городе действует 104 парковки, на них более 850 мест. В ближайшее время планируется увеличить их количество почти в 2,5 раза, а штрафы за нарушение правил платной парковки повысить втрое. Городской бюджет в 2017 году заработал на платных парковках 22,5 миллиона рублей. Еще 11 миллионов предстоит взыскать с оштрафованных.
Содержание проекта платных парковок обходится городу в 20 миллионов рублей. Городские власти с облегчением говорят «о выходе на самоокупаемость». Как пример не финансовой, а общей выгоды упоминается тот факт, что скорость автомобилей в часы пик выросла на 6%, пропускная способность улиц, входящих в проект, увеличилась на 10-15%, аварийность снизилась на 18%.
«Соседние дворы очень пострадали от этих парковок. Машины все туда лезут. Говорю это, как житель одного из таких дворов», - написал в комментарии к оптимистичным итогам властей недовольный калужанин Григорьев. Он же доложил, что практически сразу после установки один из паркоматов был разбит. Неизвестные пробили монитор ногами.
- За что мы должны платить? Наши автомобили на парковках никто не охраняет. Мы считаем, что это бессмысленное вымогательство денег, - отвечает чиновникам основатель сообщества «Kaluga AUTO_40» Мария Мазурова.
Платные парковки в Калуге действуют с 9-00 до 21-00, час пребывания стоит 35 рублей. Штраф за нарушение правил платной парковки планируется повысить до 1500 рублей.
Парковочное пространство в Туле начало работать с 15 октября 2015 года. Туляки резко отреагировали на нововведение. Прошли пикеты и митинги, было написано много писем и жалоб, собирались подписи под петицией против. Вандалы корёжили и разрисовывали знаки платной парковки. Все тщетно.
Организация платной парковки введена на двух территориальных зонах. По прогнозам властей, с туляков будут собирать около 3 млн рублей. Что касается расходов на организацию парковок, на уборку парковочного пространства, разметку, зарплату, обслуживание автомобилей, связь, то на все это бюджет выделяет около 1,3 млн рублей в месяц. Невелика выгода от такой овчинки. Правда, есть резерв. В начале 2018 года сумма наложенных штрафов за неоплату парковки перевалила далеко за 7 млн. рублей. Удалось ли вернуть их в казну, не сообщается.
Как и в Калуге, жители сетуют, что платные парковки «выдавили» машины во дворы, на смежные улицы.
В Костроме отказались от идеи платных парковок. Власти решили, что проект в областном центре был преждевременным и не очень выгодным с экономической точки зрения, сообщает «Регнум». Демонстрационная версия завершила свою работу в феврале 2016 года. Жители выступили категорически против эксперимента. Обрались с претензиями к чиновникам и жаловались депутатам.
- У нас были уже попытки введения платных парковок, они, к сожалению, кроме напряжения и недовольства, положительных моментов не принесли. Это не те деньги для городского бюджета, на которые можно серьезно рассчитывать. При этом существенно ухудшается качество жизни и возможности населения. Мы выходили на администрацию города, чтобы этот эксперимент закончить, - поделился с «НИ» депутат областной думы, пожелавший сохранить анонимность. – И хотя тогда этот поход удался, но запрос центра на парковки остался, и, боюсь, нам от него не отвертеться.
Для того, чтобы вертеться было легче, Минтранс наконец, спустя 6 лет с момента запуска московского паркинга, выпустил методические рекомендации для помощи городам. К сожалению, вместо понятного и простого пособия получился сборник задач, которым, скорее всего, даже не будут пользоваться, считает эксперт Фонда «Институт экономики города» Роман Попов. - Нормальный стандарт по платным парковкам должен содержать ответы на вопросы для чиновников: когда нужно вводить плату, какие механизмы на сегодня есть, как работать с жителями, какими средствами поддерживать работу и так далее, - говорит он.- Людям нужно перемещаться по городу, но выбор средства для этого зависит от политики города. Нельзя просто взять и рублём запретить ездить в центр на машине без создания альтернативы. Поэтому проекты создания платных парковок должны идти параллельно с реформой общественного транспорта: созданием выделенных полос, введением перехватывающих парковок на подъездах к городу и так далее. Сюда же нужно отнести улучшение пешеходной инфраструктуры и создание велоинфраструкутры. Власти городов не должны бездумно перенимать любой московский опыт и обязаны четко просчитывать целесообразность введения платных парковок у себя и размер тарифов на их использование.
По мнению эксперта, как раз не методичка Минтранса, а анализ горького регионального опыта, позволит властям скорректировать проекты «платных парковок» в сторону их жизнеспособности. В этом смысле, диалог с жителями и даже их яростные протесты стоит рассматривать не как «отягающее обстоятельство», а напротив, - как средство для исправления косяков. В том же Воронеже, при всем накале противостояния, и сторонники и противники прекрасно понимают: платные парковки - пусть и не для всех приятная, но неизбежная необходимость для борьбы с загруженностью городских улиц. Сама идея отторжения не вызывает.. Не все гладко с ее реализацией. Почему? – очень толково описал в ЖЖ Виталий Иванищев:
«Первое и главное. Для того, чтобы автомобилисты пересели с авто на общественный транспорт, в Воронеже нужен общественный транспорт. А он продолжает деградировать, количество машин на маршрутах сокращается, троллейбусы разбирают на запчасти. У нас же парковки рассматривают в вакууме, а как они будут работать без связки с другими мерами не понимает никто. Второе. А откуда вы взяли цену в 40 руб/час? Я не знаю, какие именно цены должны быть за час парковки, но обычно считается, что заполняемость парковки должна быть порядка 80%, и если она выше- цена повышается, ниже- понижается. В мире этот опыт уже активно используется, в России, насколько мне известно, пока нет. Так почему бы не стать первыми? Третье. Масса претензий к обустройству парковочных мест. На Кольцовской, между Плехановской и Карла Маркса под парковки отдали половину тротуара, разделив его забором. При этом на участке 4 полосы дороги в одну сторону! Но нет, мало того, что подвинули пешеходов, так еще и водители вынуждены будут идти к своей машине по проезжей части. Четвертое. Почему так плохо проведена информационная работа? Новшества выдаются кусками, и непоследовательно. Сначала дату старта объявили, потом цену, ещё через несколько дней некоторую информацию о том, как этот старт будет проходить. Неужели нельзя подготовиться сразу? Вы точно успеете выдать тысячи соглашений за пару дней, в условиях, что никто не понимает, как будет проходить эта процедура? Пятое. Пилотный запуск 2 октября. Но первые 2 недели можно не платить. Как в таком «пилоте» научить горожан пользоваться системой? Может, стоило построить работу в первые пару недель иначе? Например, деньги списывать из личного кабинета в приложении, а потом возвращать. Так пользователи лучше поняли бы принцип работы. Все это мэрии надо срочно решать, чтобы не сесть в лужу со своими новациями».
Надо отдать должное мэрии Воронежа – критику она ухватила на лету. Не прошло и недели после бунта автомобилистов, раскрыла им карты: какую выгоду население и бюджет получат от введения платы за парковку. Договор концессии с белгородской компанией рассчитан на десять лет. Расходы инвестора оценены в 115 миллионов рублей. В эту сумму вошла разработка проекта организации движения, покупка стационарных, автомобильных и портативных устройств для фотофиксации, паркоматов и дорожных знаков, создание портала и мобильного приложения, а также обслуживание всей системы.
"На период окупаемости проекта (то есть в первые пять-шесть лет) в бюджет Воронежа будет поступать четверть суммы сборов за размещение автомобилей на платных парковках. После - 40 процентов. По истечении концессионного соглашения (с 2028 года) - все сто, - подчеркнули в мэрии. - В бюджет городского округа будут также поступать все доходы от административных штрафов. Деньги будут расходоваться согласно принятым сметам, в том числе на развитие пешеходной и транспортной инфраструктур и общественного транспорта".
Кому-то, конечно, не понравится, что светлое транспортное будущее наступит лишь через десять лет. Но ведь пообещали… Народ в Воронеже принципиальный - время придет, опять спросят.