Тем временем адвокат потерпевших Игорь Трунов уже подготовил аналогичное обращение в российский суд, в котором увеличил заявленные ранее требования примерно втрое — с $350 тыс. до $1 млн (в рублевом эквиваленте) за каждого погибшего.
Как пояснил правохзащитник, размер искового требования складывается из двух составляющих. Страховщик рейса, российская компания СОГАЗ, и ее партнер, перестраховавшая риски британская фирма MS Amlin, по мнению защитника, должны выплатить каждому потерпевшему по 250 тыс. специальных прав заимствования (СПЗ — принятая в международных расчетах условная единица, равная сегодня примерно 91 руб.). Это требование вытекает из постановления №785 Европарламента и Совета Евросоюза от 21 апреля 2004 года, регламентирующего деятельность авиаперевозчиков, допущенных к полетам в страны Евросоюза. Таким образом, каждый пассажир, по мнению защитника, может рассчитывать по крайней мере на $350 тыс. Оставшиеся же $650 тыс., как полагает Трунов, представителям погибших должно доплатить ФГБУ "Государственная авиакомпания "223-й летный отряд" Минобороны". Перевозчик, по мнению адвоката, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, должен нести солидарную материальную ответственность перед пассажирами как «владелец средства повышенной опасности». Причем независимо от степени его вины в трагедии.
Трунов отметил, что названная им цифра подтверждена и экспертным заключением, которое защитник заказал в Финансовом университете при правительстве РФ. В числе его клиентов, напомним, представители 79 из 92 погибших в авиакатастрофе военнослужащих, музыкантов военного ансамбля имени Александрова и журналистов. Все они рано утром 25 декабря 2016 года летели в Сирию, чтобы поздравить с наступающими праздниками российских военных, несущих службу на базе Хмеймим. Таким образом, общая сумма иска, который адвокат уже на следующей неделе планирует передать для рассмотрения по существу в Мещанский райсуд Москвы, составит около $79 млн.
Это уже вторая попытка юриста добиться повышения размера компенсации для своих клиентов, которым пока было выплачено только по 2 млн руб. Минувшим летом Трунов от имени потерпевших обратился в Высокий суд Лондона — по месту юридической регистрации компании MS Amlin, перестраховавшей пассажиров Ту-154 по договору с российской компанией СОГАЗ. В Великобритании родственники погибших рассчитывали получить от обоих страховщиков только по 250 СПЗ, предусмотренных постановлением Европарламента, и, казалось бы, имели все шансы на успех. Во всяком случае, иск был принят в работу британским адвокатом-барристером, который начал продвигать его по местной довольно запутанной и сложной судебной системе.
Однако, выяснив позицию суда, барристер, как пояснил Трунов, вернул ему документы и с извинениями разорвал контракт, сославшись на загруженность и бесперспективность дела. В частном разговоре другие британские юристы пояснили российскому коллеге, что истинная причина отказа — произошедшее в марте этого года в Англии отравление бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. По мнению местных адвокатов, после организованной в стране пиар-кампании против российских военнослужащих их родственникам вряд ли стоит рассчитывать на поддержку лондонского суда. Тем более что иск был заявлен к крупной и известной во всем мире британской страховой компании.
Стоит отметить, что сообщество потерпевших под руководством Игоря Трунова рассматривало и третий, наиболее перспективный с финансовой точки зрения вариант получения компенсаций — через судебную систему США. Дело в том, что в этой стране так называемая стоимость жизни многократно выше и европейских 250 СПЗ, и российского $1 млн. По данным юристов, правосудие в США при разбирательствах по искам представителей жертв авиакатастроф ориентируется на цифру $7 млн за каждого погибшего. Однако в американские суды Трунов мог обращаться с коллективным иском лишь в том случае, если бы среди его клиентов числился представитель хотя бы одного погибшего гражданина США.
Такой человек на борту был: известный врач и правозащитник, глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка (доктор Лиза) была замужем за гражданином США и в связи с этим тоже имела двойное гражданство. Однако супруг погибшей, известный как в США, так и в России адвокат Глеб Глинка, с самого начала отказался участвовать в любых судебных тяжбах за компенсацию и до сих пор не изменил свою позицию.
"Я искренне желаю сил и успехов адвокату Игорю Трунову в его деятельности,— сообщил Глеб Глинка.— Дай бог, чтобы с его помощью получили компенсацию все те, кто в ней действительно нуждается. Сам же я человек достаточно обеспеченный и не считаю для себя возможным ни брать, ни тратить "кровавые" деньги. Тем более полученные за смерть моей супруги. Мы с Лизой много лет прожили вместе, стали за эти годы почти единым целым, и я не хочу, чтобы оставшаяся память о ней приобретала какие-то материальные формы".