Народ - против: почему США не стали создавать сверхзвуковой лайнер

22 октября 2018, 12:05
Работы над пассажирским сверхзвуковым самолётом в Америке велись до тех пор, пока не начала протестовать общественность.

В 1960-е годы человечество пребывало в состоянии оптимизма. Ужасы войны были далеко позади, а потенциал технологического прогресса казался безграничным. Гагарин полетел в космос, американцы (притворились, что - зачеркнуто, - прим.ред.) сгоняли на Луну, и казалось, что если не сегодня, то завтра, кто-то построит город на Марсе. Тем временем, тут на Земле развитие гражданской авиации сблизило страны и континенты, - пишет в ЖЖ нью-йоркский блогер Левик.

Наступила эпоха реактивных самолётов, и к концу десятилетия Боинг показал миру новое чудо техники - двухпалубный 747. Все твёрдо верили, что будущее авиации за сверхзвуковыми самолётами. Европейцы строили Конкорд, СССР работал над Ту-144, а американцы... И тут у нас загвоздочка. Американцы никогда не построили пассажирского самолёта, способного летать быстрее скорости звука. Но почему? Ответ на этот вопрос можно найти в странном месте: Оклахома Сити.

* * *

Разумеется, в разгар Холодной Войны США ни за что не могли себе позволить отставать от европейцев и русских в престижной гонке высоких технологий будущего. Тогда все думали, что лет через десять, все пассажирские авиаперевозки будут осуществляться исключительно на сверхзвуковых бортах: зачем лететь медленней, если можно лететь быстрей?! Поэтому, конечно же у американцев был ответ на вызовы заокеанских партнёров.

Правительство учредило программу SST (supersonic transport), по запросу которой один из авиапроизводителей должен был создать сверхзвуковой лайнер. Для этой роли был выбран проект фирмы Боинг, с кодовым названием 2707. В классическом американском стиле, этот самолёт должен был быть больше и быстрее европейского Конкорда. Вместо 92-128 пассажиров сверхзвуковой Боинг был бы рассчитан на 250-300. Конкорд летал в два раза быстрее скорости звука, а Боинг собирался лететь в три раза быстрей! Это был бы достойный пример американского индустриального превосходства.

Тогда, в 1960-е, сверхзвуковая авиация казалась натуральным развитием технологии. Энтузиазм к будущему самолёту был настолько велик, что Сиэтл, где находится штаб-квартира Боинга (и ещё одной очень знаменитой компании), назвал свою новую баскетбольную команду "Supersonics" ("Сверхзвуковые").

Во всём этом была лишь одна загвоздка. Военные сверхзвуковые самолёты в то время уже существовали, и все знали, что они создают перед собой звуковой удар - это очень громкий звук, слышный за километры. Было неясно, можно ли летать с такой скоростью над землёй, где расположены населённые пункты и живут люди. Если сверхзвуковой самолёт пролетает низко, то звуковой удар очень сильный - может выбить стёкла, и повалить с ног людей. Но даже когда самолёт идёт с большой скоростью очень высоко, его громкий гул слышен на земле. Он может перекрывать другие звуки, и делать обыкновенную беседу между людьми невозможной.

Было неясно, насколько жители городов смогут привыкнуть к тому, что у них над головами будут постоянно летать сверхзвуковые лайнеры? Я вот провёл детство в Москве в квартире, чьи окна выходили на улицу с трамваем. И не тихим и идеальным трамваем, как в Испании, а шумным, грохочущим и дребезжащим советским. Он ходил под окнами всю ночь на пролёт, но вся моя семья настолько к нему привыкла, что спокойно спали, не замечая его грохота.

Может и со звуковыми ударами будет такая история? Может люди смогут к ним привыкнуть? Чтобы проверить это, американское авиационное управление запустило так называемую "Операцию Бонго II". Идея была в том, чтобы выбрать какой-нибудь американский город, и запускать над ним сверхзвуковые самолёты. По несколько раз в день. А чтоб понять, насколько к такому можно привыкнуть, решили, что эта операция будет длиться не один или два дня, а шесть месяцев.

Понимаете? ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ над городом должны были по восемь раз в день летать такие вот шумелки. Для этой цели был выбран город в самом сердце США, Оклахома Сити.

Жителей города спрашивать не стали, хотя некоторые из них сперва обрадовались, что именно их городу досталась такая честь: местная Торговая Палата даже закатила праздник по этому поводу.

...А потом начались (убийства - зачеркнуто, - прим.ред.) полёты.

Начиная с 3 февраля 1964 года их осуществляли истребители ВВС с близлежащей базы. Самолётам надлежало по восемь раз в день пролетать над городом по запланированному маршруту. Первый полёт был в семь утра, восьмой - во второй половине дня.

Управление гражданской авиации расположило в городе микрофоны и другое оборудование, чтобы замерить уровень звука и вибраций, вызванных пролетающими истребителями.

Сперва жители Оклахома Сити не сильно возражали. Так как полёты были относительно предсказуемы, казалось, что можно с ними жить. Съёмочная группа, отправленная наблюдать за местными жителями, с удивлением обнаружила строительную бригаду, для которой очередной раскат звукового удара послужил сигналом к обеденному перерыву.

Однако, вскоре постоянный грохот с небес начал надоедать горожанам. Плюс, программа привела к случаям реальных повреждений: за первые 14 недель эксперимента, в двух самых высоких зданиях города, ударная волна выбила в общей сложности 147 окон!

К концу весны группы активистов требовали прекращения издевательства, но местные политики попросили их запастись терпением ради общенационального блага - считалось, что Оклахома Сити является местом проведения важного для страны эксперимента. Однако давление продолжало нарастать - историю осветили популярные газеты восточного побережья.

В итоге программу остановили 30 июля, всего за месяц до успешного завершения. За это время над Оклахома Сити было совершено 1253 сверхзвуковых полёта.

В итоговом отчёте написали, что 73% опрошенных жителей решили, что могли бы со временем привыкнуть к жизни с постоянными звуковыми ударами над головой. Четверть населения сообщили, что не готовы это терпеть. А где-то 3% горожан были на столько рассержены этими полётами, что писали сердитые письма, звонили жаловаться или вовсе подавали в суд. В городе в то время проживало около полумиллиона человек, и это означало 15.000 сильно недовольных людей.

Усугубило проблему и то, что администрация гражданской авиации отклонила много ходатайств людей, просивших о возмещении различного ущерба.

В результате этого эксперимента правительство вынужденно было отказаться от программы сверхзвуковых авиаперевозок. Разработку Боинга 2707 свернули в 1971 году, а ещё через пару лет гражданские сверхзвуковые полёты над США были запрещены. На протяжении долгих лет, Конкорд, осуществляющий трансатлантические рейсы в Нью-Йорк, вынужден был замедляться, подлетая к американским берегам.

P.S.

А в 2008 году баскетбольную команду Seattle Supersonics перевели из Сиэтла в Оклахома Сити, где она была переименована в Oklahoma City Thunder ("Гром Оклахома Сити"). Так город в Оклахоме украл у Сиэтла сверхзвуковое будущее не один, а целых два раза.

#В мире #Новости #Авиация #США #Транспорт #Общественный транспорт
Подпишитесь