Людмила Бутузова
В ночь на воскресенье во Владикавказе произошёл пожар на крупнейшем местном заводе «Электроцинк». Площадь возгорания составила около 5 тыс. кв. м., во время тушения огня погиб один пожарный. Вo Владикавказе нарастала паника, в местных соцсетях людей призывали эвакуироваться из города. В 15:33 в МЧС сообщили о том, что пожар потушен, опасности для людей нет.
В это мало кто поверил. Состояние жителей говорило о другом. Мадина Торбеева, жительница посёлка Спутник, который находится на восточной окраине Владикавказа, рассказала корреспонденту "Новых Известий»", что почувствовала недомогание в пять часов утра: у неё опух язык, першило в горле и подташнивало:
"Утром я проснулась с ощущением, что язык не помещается во рту. Я стала делать полоскание, не могла понять, в чем дело. Потом позвонил знакомый и сказал, что по утренним новостям передали - горит "Электроцинк". Я чувствовала двойной запах: горелый и кислотный. Пока опухлость языка не прошла, но в целом получше. Позвонила знакомым врачам, они дали рекомендации, какие лекарства принимать в таких случаях, а потом информация об этом появилась и в Интернете».
По словам Мадины, она стала пить активированный уголь и молоко «в огромных количествах».
Те, у кого дети, ринулись из города. На выезде образовались небывалые пробки. "Ситуация усугублялась ещё и тем, что погода стояла безветренная, и густой дым не рассеивалсяя. «Мы находимся в Фиагдоне, здесь караул, как будто весь город переехал в Фиагдон, все забито, пробки колоссальные, - рассказал порталу «Кавказский узел» житель Владикавказа Рустам Фарниев. - Чувствуется какой-то непонятный запах. Может быть, это внушение, но рисковать не хочется. Людям говорят, что всё хорошо, но явно даже дышать тяжело в городе. Говорят, что не превышена норма вредных выбросов, все в порядке, но на самом деле это не так. Моя мать работает на станции переливания крови, родственники врачи, все в полной боевой готовности. В четыре утра позвонили и сказали: всем приготовиться. Боятся взрывов. Город пустой, даже для воскресенья он слишком пустой. Дым поднимается и прямо над городом зависает, не рассеивается.».
«Завод достаточный опасный: производство цинка, там серная кислота. Он находится практически в жилой зоне, - рассказал «НИ» эколог Максим Бероев, одним из первых приехавший на место ЧП. - Раньше он был на окраине города, но так как город разрастался, в итоге завод оказался внутри. Это огромное предприятие, территория 70 гектаров. Постройка старая, XIX века, и с тех пор там мало что поменялось.
Как рассказывают работники завода, короткое замыкание случилось в электролитном цеху. Строение ветхое, были все предпосылки для большого пожара. Дым, который идет оттуда, очень напоминающий гриб от ядерного взрыва, видно со всех сторон, в любых частях города, даже из отдаленных сел. В городе сейчас паника. Люди в мессенджерах, в соцсетях призывают эвакуироваться из города хотя бы в ближайшие села, лучше в горы. Сейчас я нахожусь в километрах, наверное, пяти-семи от пожара, вижу этот столб, вышел на балкон, у меня на языке сладковатый привкус. Утверждают, что никаких опасных выбросов нет, всё в пределах нормы, но этому нельзя верить».
Еще одно свидетельство. «Да, действительно...горело часов до 17...вонь невообразимая в городе, - пишет в ФБ krasa74 - Дело осложняется ещё и тем, что Владик расположен как бы в чаше - он окружён высокими горами ...вся гадость от этого завода с 1904 года не продувается ветром, а оседает в городе... отсюда-самый высокий процент заболеваемости бронхолегочными недугами и очень высокий процент заболеваемости онкологией. Народные пикеты по поводу закрытия предприятия ничего не дают. Многократно были выделены средства на установку очистных сооружений, но алчные чинуши-они и в Африке алчные чинуши... все распилено и разграблено... налоги от завода, кстати, идут в бюджет Свердловской области...
Для справки: завод «Электроцинк» — одно из ведущих предприятий цветной металлургии России, - был построен в конце 19 века и несколько раз модернизировался. В начале 2000-х его приобрел холдинг УГМК (Уральская горно-металлургическая компания), и с тех пор он находится в его структуре. Основные владельцы — Искандер Махмудов и Андрей Козицын. Завод производит цинк, свинец, кадмий, серную кислоту.
В 2009 году на "Электроцинке" произошли выбросы диоксида серы. Предельно допустимые нормы этого вещества в воздухе были превышены в 10 раз. Жители республики провели тогда акции протеста. В отношении завода возбудили уголовное дело по факту загрязнения окружающей среды. Однако власти Северной Осетии высказались против закрытия предприятия. Сейчас им это припомнили. Прежде всего тем, что любая успокаивающая информация от начальства стала подвергаться сомнению. Например, республиканский Роспотребнадзор и Росприроднадзор не находят превышения вредных веществ в пробах воздуха в районе задымления и возгорания – люди этому не верят, требуют независимой экспертизы. Специалисты из Ставрополя подтверждают исследования осетинских коллег. Но… в республиканском Минздраве сообщили о случаях обращений жителей города с жалобами на аллергические реакции и удушье. Случаев отравления атмосферным воздухом зафиксировано не было, однако «голова болит, в горле першит, язык распух» - с этим-то что делать? Списать на манию? А почему тогда в городе закрыты магазины, на понедельник освобождены от занятий школы и лицеи, а жителям соседних районов власти рекомендовали не выходить на улицу и не открывать окна в домах?
Масла в огонь подлил и глава республики Вячеслав Битаров, додумавшийся сообщить ТАСС о спокойной ситуации и призвать жителей не поддаваться на провокации именно в тот момент, когда чуть ли не весь город двинулся на свежий воздух. "Распространяемые слухи о том, что надо бежать из города - это провокация с целью взбудоражить народ и создать нервную обстановку среди населения", - цитирует главу республики официальный портал правительства Северной Осетии - Алании.
Ответ в соцсетях не заставил себя ждать. Реакция властей на происшествие на заводе "Электроцинк" была недостаточной, - считает главред литературного журнала "Дарьял" Алан Цхурбаев. «Публичная реакция властей и лично Вячеслава Битарова на сегодняшние события пока очень слабая. В ситуации, когда люди бегут из города, всем жителям республики нужно понимание того, что власть на их стороне...", - написал он вечером 21 октября в посте "Пожар на Электроцинке. Реакция властей". По его словам, в такой ситуации "не нужно говорить ни о политических провокациях, ни о чем другом, кроме самого "Электроцинка". А этого не прозвучало".
К вечеру воскресенья многие вернулись назад, и пробки были уже в сторону Владикавказа. Оставаться в горах, одуревая от неведения и противоречивой информации, оказалось ещё хуже, чем быть на месте и предпринимать хоть что-то для своей будущей безопасности. Вернулись не зря. Буквально за пару часов владикавказцы собрали десятки тысяч подписей за ликвидацию опасного предприятия на своей территории.
"Сегодня был день, который должен повернуть историю с заводом "Электроцинк" во Владикавказе в новое русло, - написал Алан Цхурбаев ещё один пост. - Надеюсь, в сторону его закрытия. Потому что, сегодня стало окончательно ясно, в каком постоянном риске мы живём".
Неожиданно для владикавказцев на их сторону встал мэр города Махарбек Хадарцев и потребовал от Уральской горно-металлургической компании перенести скандальный завод «Электроцинк» на Урал. Своё заявление он опубликовал в Facebook 22 октября.
«Я, Махарбек Хадарцев, глава муниципального образования г. Владикавказ, от имени жителей города, от себя лично обращаюсь к руководству УГМК с требованием: закройте завод «Электроцинк», уберите убийцу нашего здоровья, нашего будущего из Владикавказа. Сегодняшняя катастрофа ещё раз показала: никакие модернизации, никакие частичные улучшения производственного процесса не в силах изменить главного — завод «Электроцинк» губит здоровье жителей Владикавказа», – написал глава.
Хадарцев отметил, что никакая прибыль не оправдывает вреда, который, по его мнению, завод наносит жителям.
«Жители Владикавказа перестали верить статотчетам руководства завода и республики: у нас нет «исторически низких цифр» по онкологии, нет! Мы каждый день хороним молодых мужчин и женщин, у нас болеют дети. Ради чего нам такое производство в городе? Повторю: вы лишаете нас будущего», – подчеркнул чиновник.
В конце своего сообщения мэр Владикавказа потребовал перенести производство на Урал.
В соцсетях поддержали требование мэра.
"Подписываюсь под каждым словом!" - прокомментировал пользователь под ником beauty_architect_vld.
"Человек, закрывший "Электроцинк", войдёт в историю", - отметил khestanovaliudmila.
"Уважаемый Махарбек, понимаю вашу озабоченность и поддерживаю вашу инициативу, за исключением последней фразы о переносе завода на Урал. Поверьте, у нас ситуация с заводами обстоит не лучше, и на Урале тоже живут люди", - написал wellnessdmitriy.
Встает вопрос: если завод закроют, куда девать 2000 рабочих? Проштрафившийся „Электроцинк“, предупреждая неблагоприятное для себя развитие событий, обещает временно, до ликвидации последствий пожара, трудоустроить работников на других работах, модернизировать производство и сделать его абсолютно безопасным для города. Суета выглядит более чем странной - по данным самих руководителей завода, возгорание произошло в новой части цеха, модернизированной и введенной в эксплуатацию несколько лет назад, после ЧП, имевшего серьезные экологические последствия. Напомним, что тогда петербургский «Центр экспертиз и изысканий» на деньги местных жителей провел обследование территории жилых кварталов вблизи «Электроцинка» и обнаружил многократное превышение предельно допустимых концентраций свинца, цинка и мышьяка. В 2016 году власти Северной Осетии договорились с владельцами "Электроцинка" о закрытии экологически вредного производства свинца. В октябре 2017 года рапортовали об отсутствии претензий к предприятию, а руководство "Электроцинка" отчиталось о выполнении соглашения, заключенного с властями Северной Осетии, и пообещало снизить экологические риски в рамках новой программы модернизации.
Так в чём же заключалась эта «модернизация, если нынешняя авария опять едва не отравила город ядовитым дымом, полностью спалила основной цех и привела к гибели пожарного? А вот, оказывается, какие у неё плюсы: «На территории завода для работы подразделений МЧС были организованы все необходимые условия, гидранты находились в рабочем состоянии. Благодаря грамотно организованной работе удалось локализовать и затем ликвидировать возгорание и не дать огню перекинуться на другие здания и сооружения завода", - цитирует пресс-служба генерального директора ОАО "Электроцинк" Игоря Ходыко.
- Экологи и местные жители требуют закрыть завод «Электроцинк» с 2009 года. Тогда там произошла первая авария, рассказывает журналист из Владикавказа Мадина Сагеева: - Надо понимать, что «Электроцинк» — это металлургический завод первого класса опасности в центре Владикавказа в густонаселённом районе. Санитарно-защитная зона «Электроцинка» на сегодняшний день не обозначена, а если следовать букве закона, то, если у завода нет санитарно-защитной зоны, он в принципе не имеет права работать. В этой санитарно-защитной зоне находятся два вуза, несколько поликлиник, много школ и детских садов. УГМК со всей своей пропагандистской мощью пытается доказать, что завод безопасен, хотя все мы прекрасно понимаем, что завод по определению не может быть безопасен. Мы протестуем с 2009 года против деятельности этого завода. В 2009 году на заводе произошла первая авария, подобная сегодняшней. После этой аварии у очень многих людей проблемы со здоровьем. Было очень много выкидышей, очень много проблем с беременностями. И с тех пор экологические активисты не прекращали борьбу против работы завода во Владикавказе. Я уверена, что сегодняшнее происшествие станет катализатором, который эту борьбу активизирует.
На высшем уровне борьба активизируется прямо на ходу. Ещё вчера глава региона беспокойство людей, бежавших от техногенной катастрофы называл «провокациями», сегодня со всей строгостью отца родного отчитывает «несправившихся» руководителей «Электроцинка».
«Правоохранительным органам ещё предстоит установить действительные прямые причины произошедшего сильного возгорания и найти виновных в ЧП, - написал в Instagram Вячеслав Битаров. - Но в любом случае, ответственность за произошедшее возгорание возложена на руководства завода и на компетентные надзорные органы республики. Безопасность — главное условие для продолжения работы этого завода. Именно по этой важной причине мы в своё время настояли на полной реконструкции всего „Электроцинка“. Но теперь явно видно, что руководители предприятия не справились со своими непростыми обязательствами. Это и привело к столь трагическим последствиям для всего завода».
Напомним, пожар в цеху электролиза цинка вспыхнул в четвертом часу ночи 21 октября. Потушить его смогли лишь спустя 12 часов. Пожар унес жизнь командира отделения пожарно-спасательной части номер один Александра Ермакова еще двое его товарищей по работе ранены.
В настоящий момент производство на заводе "Электроцинк" во Владикавказе полностью остановлено. Что с ним будет дальше, пока не ясно. Но на Урале „Электроцинк“ явно не ждут."