А что всех нас ждет, если человек действительно сможет надолго отсрочить свою смерть? Пророчество о появлении сверхчеловека, способного вдвое продлевать свою жизнь, легло в основу последнего научного труда знаменитого физика-теоретика Стивена Хокинга.
Ученые уверены: такое открытие – не за горами. Стоить "бессмертие" будет не дешево. Но платежеспособные люди будут продлевать себе жизнь во здравии до 120 лет: есть все предпосылки для таких возможностей.
Эту тему и другие не менее захватывающие достижения медицины и биотехнологии обсудили эксперты в рамках панельных дискуссий на III Международной научно-практической конференции «Инвитро» в Санкт-Петербурге.
Персонализация медицины дает возможность врачу исследовать своего пациента настолько долго и подробно, насколько это действительно требуется. Что такое персонализированная медицина и зачем она нужна?
Задача по созданию в России в ближайшие шесть лет персонализированной медицины поставлена перед медицинским сообществом на уровне правительства. Премьер Дмитрий Медведев сформулировал запрос с на кардинальное изменение существующих практик по сохранению здоровья населения в программу социально-экономического развития страны до 2024 года, где впервые на государственном уровне встречается этот термин.
Именно со всестороннего и индивидуального подхода должна начаться новая эра в медицине, - считают чиновники.
В России уже не первый десяток лет здравоохранение представляет из себя перевернутую пирамиду. В ментальности россиянина лечебное учреждение – это что-то между уже случившейся бедой и моргом, говорят участники конференции. Большинство начинает думать о своем здоровье, оказавшись в реанимации. В стране со здоровой нацией о здоровье заботятся непрерывно, а не после наступления экстренных случаев, и обеспечить такой порядок призвана профилактика. Нормальная система здравоохранения – это пирамида, где 90% основания – это не лечение, а предупреждение болезненных состояний.
Эту задачу и решает персонализированная медицина.
Персонализированная медицина всеобъемлюще использует знания об индивидуальных особенностях отдельного человека и работает с каждым человеком по максимуму. Сильные стороны такой медицины: устранение человеческой предвзятости и систематических ошибок, ориентация на клинический исход, - говорит директор по науке биомедицинского холдинга «Атлас», главный научный сотрудник Медико-генетического научного центра РАМН Анча Баранова. Как это получается? В исследованиях задействованы тысячи разных людей, поделенные на группы в зависимости от особенностей заболеваний и с учетом их реакций на препараты. Тщательное исследование не только самого заболевания, но и разных групп пациентов, страдающих заболеванием, сегментация по геномным типам и дает более высокую эффективность практик.
Медицина будущего – это по большей части профилактика. Уже сейчас на базе «Инвитро» создано тестирование всего организма человека на наличие или предрасположенность к спектру заболеваний. Врач подбирает индивидуальную панель биохимических маркеров для мониторинга состояния человека. Зачем нужен этот тест?
- Никто не спорит с нужностью предупреждающих знаков правил дорожного движения. Зная о риске, мы изменяем свое поведение в соответствии с предупреждением. Вероятность встречи с лосем на дороге или падения камней мала, но для водителя эта вероятность оказывается жизненно важной и благодаря измененному поведению он увеличивает свои шансы на избежание неприятных последствий, - говорит Анча Баранова.
Ключевой фактор развития персонализированной медицины – это психология пациентов. Она сможет развиться в России только тогда, когда всякий человек станет понимать, что здоровье – это конкурентное преимущество одного перед другим, и забота о здоровье – персональная ответственность, а не обязанность государства каждый раз спасать людей только из экстренных ситуаций.
- Лаборатория может дать очень много в плане самоизучения (самодиагностики) населения. Но правда в том, что на лабораторную диагностику сегодня тратится 22,6 евро на человека, в то время как для качественного рывка в мировой медицине этот показатель должен достигать цифры в 3355 евро, - говорит региональный директор по Европе ADD Abbott Laboratories Варлас Костас.
Без глобальной диагностики невозможно убедить поменяться ни одну из систем здравоохранения, говорит эксперт. Может ли каждый человек планеты потратить на свою диагностику 3000 евро? С одной стороны, сумма не выглядит недосягаемой, особенно когда человек серьезно заболевает. С другой стороны опросы показывают - многие люди не готовы походить обследования даже бесплатно.
Парадокс в чем? Сегодня мы уже пришли к тому, что среднестатический житель планеты Земля потратил на медицинские справочники и приложения он-лайн больше этих самых 3000 евро! Ситуация драматическая, говорит Костас. Доктор Google, пришедший на смену “консилиуму соседей на скамейках» – вот кто на самом деле теперь диагностирует и лечит людей.
Медицина – это работа с людьми, а человек всегда до последнего держится за свои привычки, даже если они начинают приносить вред, - считает генеральный директор «Инвитро» Александр Островский.
- Мы на пороге глобальных изменений. Еще совсем недавно врач, который во время приема пациента лез в справочник, прослыл бы неучем – и в глазах пациента, и в профессиональной среде. Сегодня при стремительном развитии технологий уже невозможно держать все в голове. Современный врач имеет доступ к неограниченному объему знаний. Правильная работа с большими данными (big-data) повышает вероятность правильно поставленного диагноза и правильно назначенного лечения. Сегодня о big-data не говорит только ленивый, несмотря на это настоящая информационная революция впереди, - считает Островский.
Стремительная оцифровка медицины меняет отношения между врачом и пациентом, говорит основатель "Инвитро". На наших глазах уходят в небытие регистратуры с их бесконечными полками с результатами анализов, ЭКГ, рентгеновскими снимками. Не за горами то время, когда пациент и его врач будут иметь доступ к своей медицинской информации в любом месте, в любое время, и ее объем вырастет до небывалых размеров.
Прогресс всегда меняет человеческое общество, и это всегда - неизбежно стресс. Новые возможности, новые привычки, новая техника – все это ждет нас при смене уклада в медицине.
Но вместе с прогрессом приходят и новые угрозы. В недалеком будущем придется перестраивать свои отношения с врачом. Нужно будет учиться доверять врачу, который во время приема обращается к компьютеру или даже мобильному телефону, говорит Островский.
Еще одна проблема, которую можно предвидеть – это переизбыток информации о своем здоровье. С одной стороны недалек тот час, когда вся личная медицинская информация человека будет храниться у него под рукой, в каком-нибудь облачном сервисе, а медицинские рецепты будет выдавать робот. Появится иллюзия, что врач больше не нужны, что врача заменил компьютер. С другой стороны, сознательный подход к здоровью и взятие на себя всей ответственности за свое здоровье – будет порождать болезни социальные. Человек, который наряду с врачом узнал о своей болезни всё и в мельчайших, начинает постоянно думать о своей болезни и получает автоматом неврастению. И этот человек уже не может считаться здоровым. И еще не известно, что страшнее: стрессы и депрессии рождают самые худшие болезни, говорят спикеры конференции.
- В каждое время были свои неизлечимые болезни. Еще несколько сотен лет назад люди умирали от простуды и простых инфекций, несколько десятков лет назад – женщины умирали в родах. Чума нашего века – информационные болезни, среди них три основных: депрессия (бессмысленность существования), отсутствие будущего (бесперспективность существования), психология раба (зависимость существования), - считает писатель Сергей Переслегин.
К социальным болезням приводят имущественное расслоение, нищета, неправильный образ жизни (алкоголь, курение, наркомания, трудоголизм, войны, девиантное поведение), экзистенциальный голод, отсутствие информационной экологии. Преодоление информационных болезней способно продлить жизнь человека до 120 лет. Это природный факт: люди с разумом и мышлением живут дольше, чем животные похожих размеров и похожей физиологии.
Человек, способный дойти до 120 лет в активном умственном состоянии – это сверхчеловек. О плюсах и издержках такого прорыва в медицине общество только начинает задумываться.
- Будущее, безусловно, за 3-D принтером и реимплантацией органов, - уверен герой Советсткого Союза, летчик-космонавт Александр Лавейкин. - Первые опыты, может, и не закончатся удачей, но так было с любой ступенью медицины. После серии ошибок и совершенствований человек сможет воссоздавать собственные органы.
Но что будет, если человек научится жить во здравии до 120 лет? Научится с легкостью заменять изношенные органы? Что будет, если безнадежно неизлечимых больных научатся хранить в криокамерах десятки лет до изобретения лекарств от их болезней? Ресурсы планеты уже сейчас сильно ограничены, нерегулируемое естественным образом увеличение популяции человека неизбежно приведет к катастрофе. Какие последствия наступят для человечества с появлением сверхчеловека? Что будет, когда одни смогут удлинять себе жизнь за деньги до 120 лет, а другие из-за дороговизны таких услуг будут жить в два раза меньше? Мир разделится на касты? Все эти вопросы уже сейчас – не плод воображения и не иллюзии из мира фантастики. Медицина делает стремительные и необратимые шаги в сторону этих открытий. Решать эти непростые головоломки, зачастую глубоко этические, ученым предстоит прямо сейчас.