Иван Петровский
На правовом поле встречаются такие «казусы», что приходится думать не о торжестве закона, а о его избирательности по отношению к «простым» и «непростым» гражданам. Пропасть между ними настолько велика, что по одной и той же статье УК РФ безработная мать-одиночка получает срок за 7 000 рублей, заработанных «мошенническим путем», а следователь, , задержанный по статье УК РФ о получении взятки в размере 800 тысяч евро и бывшая судья, фигурирующая в данном деле, отделываются легким испугом.
Напомним историю Ольги Журавлевой, той самой матери-одиночки из Саратовской области. В чем заключалось мошенничество? Потеряв в прошлом году работу, женщина стала получать пособие по безработице—4900 рублей.Средств на содержание детей не хватало, время от времени она помогала убираться в местной пиццерии, получая за это небольшое вознаграждение. Эти деньги Журавлеву и погубили — о них стало известно сотрудникам полиции, которые усмотрели в действиях женщины состав преступления, передали дело в суд. А суд в свою очередь признал ее виновной в незаконном получении пособия по безработице — за полгода бессовестная уборщица нанесла государству ущерб в сумме 7040 рублей.
К счастью, история эта получила огласку в СМИ из-за своей явной абсурдности, мизерности вменяемой суммы и личной ситуации Ольги Журавлевой — она в одиночку растит двух дочерей, одна из которых является инвалидом. Вмешалась прокуратура Саратовской области, которая высказалась за отмену приговора «в связи с малозначительностью совершенного деяния». Так что, скорее всего, для Ольги Журавлевой все закончится относительно благополучно — если не считать истрепанных в ходе полугодовых разбирательств нервов.
Но сейчас нам интересно другое: как уходят от наказания следователь из Санкт-Петербурга Игорь Левченко, ставший рекордсменом России по сумме вменяемой взятки (в общей сложности – 800 тыс. евро), и бывшая судья Светлана Самгина, которая также была задержана с поличным и подозревается в соучастии в мошенничестве. Абсурда в этом деле не меньше, хотя бы потому, что чем дольше тянется дело, тем меньше шансов на справедливое наказание виновным.,
С чего все началось? Зарождение детективного сюжета описал сайт «Московского профсоюза полиции» :
«В Санкт-Петербурге в СУ УМВД РФ по Московскому району расследуется уголовное дело по факту мошеннических действий в отношении компании «Орион» со стороны некой госпожи Кузнецовой…
Потерпевшим по делу была признана компания «Орион». Заместитель директора данной компании Алексеев А.А., собственно, и добивался привлечения Кузнецовой к уголовной ответственности за хищение денежных средств компании.
Всё бы ничего, но вот органы следствия в Санкт-Петербурге решили иначе расследовать, казалось бы - совсем уж не сложное дело. Как? А просто – откровенно стали его (дело) «волокитить». А дальше больше – начали через «посредников» по сути открыто вымогать с Алексеева А.А. денежные средства. В случае несогласия с их (следователями) условиями – обещали создать . проблемы.
Опасаясь за свою безопасность Алексеев А.А. вынужден был отдать 300 тысяч евро. И это при том, что он фактически является потерпевшим по делу!!!
Но дальше больше! Следователям показалось и этого мало. Стали вновь через «посредников» требовать с Алексеева . ещё 500 тыс.евро.
Тогда Алексеев А.А. обратился за юридической помощью к адвокату … который собственно и рекомендовал Алексееву А.А. положить конец бесконечным вымогательствам со стороны сотрудников полиции…»
Иными словами, выяснилось, что некая Лариса Кузнецова, бывшая сотрудница «Ориона», обвиняется в хищении 4 миллионов рублей, заключив фиктивный договор с принадлежащим петербургскому бизнесмену Александру Гайдукову ООО «НС Информ Консалтинг». Руководство «Ориона»обратилось в полицию с заявлением о преступлении, но следователь Левченко за «продуктивное расследование» стал требовать 300 000 евро. Ему заплатили.Интрига в том, что сама Кузнецова находится в женской колонии Владимирской области, в прошлом году получив по приговору Московского райсуда 3,5 года за хищение у той же кампании 117 миллионов рублей. То есть вновь открывшееся преступление – просто эпизод вдогонку основному уголовному делу. У следователя Левченкобыл выбор – либо дело отправить в суд, либо его продлевать и заниматьсярозыском второго фигуранта – Гайдукова, который скрывается в одной из республик СНГ.
Выбору мешали аппетиты – они росли. За продвижение дела в суд следователь захотел еще 500 000 евро. И тогда в дело вступили оперативники. Посредники, передававшие деньги Левченко, были задержаны. Вот тогда в этой компании и нарисовалась мировой судья в отставке судебного участка N 25 Нагатинского района города Москвы Светлана Самгина.
Ее задержали на несколько часов. Позже экс-судья назовет это провокацией со стороны сотрудников полиции и будет доказывать, что ее просто «попросили приехать в Петербург и участвовать как представителя заинтересованной фирмы в переговорах с тем, кто и взял в итоге взятку. « Чтобы я просто урегулировала отношения между ним и следователем Левченко, который никак не направлял дело в суд, понимаете?! – кипятилась «разжалованная» судья в отставке. – А этот Д. [Данилевич] был… ну, мой знакомый». Самгина упирала на то, что в отношении нее около четырех месяцев проводились не разрешенные судом оперативно-розыскные мероприятия, из СКР, где ее продержали 11 часов без воды и хлеьа, «и в итоге выкинули голую, в полтретьего ночи, без копейки, изъяв личные деньги, в центре Петербурга. И это отношение к судьям?!», -вопрошала она. .Что касается обстоятельств непосредственной передачи суммы в 500 000 евро следователю Левченко, то тут, по словам судьи, она вообще ни при чем.. – Я ведь в стороне стояла, – сообщила Самгина на заседании Высшей Квалификационной комиссии судей. – На всех видеокамерах видно, что я постоянно шарахалась от этого пакета с деньгами! Не брала я его в руки! И кому деньги предназначались, не знаю.Но никто меня не слышит! Тем не менее ее услышали. Следователь, возбудивший дело, получил согласие на привлечение судьи по 291 статье УК (получение взятки в особо крупном размере) на основании ходатайства, подписанного самим Бастрыкиным, который после изучения процессуальных документов пришёл к выводу о наличии в действиях Самгиной именно 291 статьи. Квалификационная комиссия судей (ККС) Мосгорсуда, изучив представленные документы тоже пришла к такому выводу. Левченко обвинялся по двум статьям 291.1и 290(предусматривают санкции от 7 до 12 лет и штрафы в 70 и 60-кратном размере), он был отстранен от работы и помещен в СИЗО.
Однако вскоре тучи над высокопоставленными чиновниками неожиданно стали рассеиваться. Самгина подала апелляцию на решение ККС Мосгорсуда,и Высшая квалифколлегия судей 18 сентября отменила решение своих столичных коллег, санкционировавших привлечение Самгиной к уголовной ответственности за посредничество в даче весьма крупной взятки.
Наблюдатели достаточно осторожно комментируют вынесенное решение. Что на него повлияло? Корпоративная судейская солидарность, не позволяющая сдавать своих? Неприязнь к коллегам из Мосгорсуда, запутавшихся в процессуальных тонкостях? Неожиданная переквалификация следствием тяжелой статьи,. ранее предъявленной Смагиной, на более легкую – 159 (мошенничество)? Или эмоциональная речь самой Светланы Михайловны, вызвавшей сочувствие и понимание у комиссии?
Вот как описывал эти эмоции репортер портала Legal.Report, присутствовавший на заседании: «– – Решение ККС Москвы полностью незаконное! – рубила сплеча Самгина, помогая себе жестами. – В моих действиях вообще нет состава преступления по 291-й! Поэтому-то следователи и переходят на 159-ю, они хотят просто натянуть уголовное дело на меня! А доказательств – ноль. Получайте разрешение и арестовывайте меня, если виновата! – гремела Самгина. – Так что же, с любым судьей можно так вот делать все, что хочешь?! - Тут она обвела взглядом оживившихся членов Высшей квалифколлегии. – Я, простите, никого из вас в виду не имею! – выкрикнула выступающая. –Но зачем нам закон о статусе судей, а? Я вас спрашиваю – зачем?! Давайте, ну! Все попирайте его! Виновата я… с тупым своим характером! Поверила человеку… поехала в этот Питер… Но они-то все виноваты больше меня! Они все попрали, все!!! Делайте, делайте все что хотите с судьей! Все, что наделала ККС Москвы, поверьте, завтра же будет у всех на устах, и с судьями можно будет творить все! Прошу отменить это решение!»
Отменили. Вот что теперь в сухом остатке. Несмотря на умопомрачительные суммы, фигурирующие в деле, Самгина отпущена до получения нового согласия коллегии судей на привлечение её к уголовной ответственности. Большой вопрос, будет ли оно теперь получено. Левченко после нескольких месяцев, проведенных вСИЗО, сейчас находится под домашним арестом.Его тяжкие статьи также переквалифицированы на значительно облегченную ст.285 ч.1 (санкции до 4 лет).Уголовное дело Ларисы Кузнецовой, из-за финансовых махинаций которой и разгорелся этот взяточный скандал, передано из Московского районного суда Петербурга в Смольнинский суд.Защита бизнес-леди считает это большой победой, как и отсутствие на процессе Александра Гайдукова, предполагаемого подельника Кузнецовой, находящегося в бегах, и по слухам, пережившего уже два покушения на свою персону. Для пострадавшей кампании «Орион», наоборот, перенос суда из района в район, рассмотрение дела с начала и обрастание его новыми криминальными подробностями,– это затягивание мутной истории, в которой, может статься, виноватые отделаются легким испугом или их вообще не окажется.