Вечером 19 октября глава Чечни Рамзан Кадыров неожиданно посетил Ингушетию, где почти две недели не стихали акции протеста против установления новой границы между республиками.
Начало бессрочному митингу в Магасе положило подписание 26 сентября Кадыровым и главой Ингушетии Юнус-Бек Евкуровым соглашения об определении границы между регионами, согласно которому Чечне передана большая часть Сунженского района Ингушетии, а Республика Ингушетия получила часть Надтеречного района Чеченской Республики. Завершение многолетнего территориального спора в штыки было воспринято оппозиционными политиками, которые вместе с резко активизировавшейся западной/исламистской агентурой попытались использовать подписанный договор для организации массовой смуты, пишет в своем блоге Алексей Иванов.
Крупнейшие информационные агентства ограничились краткими текстами под заголовками вроде "Кадыров посетил Ингушетию и встретился с местными жителями", "Кадыров встретился со старейшинами и представителями духовенства Чечни", "Кадыров посетил село Сурхахи в Ингушетии и пообщался с его старейшиной" и т. п.
"Рамзан Кадыров и несколько сопровождавших его богословов вечером посетили зиярат одного из самых почитаемых святых в Ингушетии Батал-Хаджи Белхароева в селе Сурхахи, а также побывал в расположенной неподалеку от этого места мечети, посвященной шейху. Глава Чечни встретился с потомками почитаемого святого, религиозными и общественными деятелями, в том числе со старшим в тейпе Нальгиевых Мухажиром Нальгиевым. На встрече со старейшинами речь шла об укреплении братских отношений между чеченским и ингушским народами", - сообщил "Интерфакс".
"К нам вечером приезжал Рамзан Кадыров, он навестил старейшину села Мухажира Нальгиева, они спокойно пообщались. Рамзан был и в мечети, поговорил с жителями, сказал, что мы братья и должны только укреплять наши отношения. Он пожелал мира между ингушами и чеченцами", - рассказал ТАСС глава села Харон Нальгиев.
Необходимо отметить, что религиозный деятель, один из руководителей Комитета старейшин Мухажир Нальгиев считается авторитетным представителем ингушской оппозиции. Ранее он "исключил" из тейпа своего родственника - депутата Руслана Нальгиева, поддержавшего при голосовании соглашение о границе с Чечнёй. Выступая на митинге, Нальгиев обратился к Кадырову, заявив следующее (примерный перевод РИА Дербент): "Не сомневайся, что здесь есть мужчины, в мире хорошо знают, кто такие ингуши, также как и мы знаем, кто ты есть". И добавил, что Рамзан не из рода "Беной", а "бени", что на ингушском означает "пастух".
Вот как сам Кадыров описывает свой пятничный визит: "В пятницу вечером я совершил поездку в Ингушетию, побывал в селе Сурхахи у известного и уважаемого старейшины Мухажира Нальгиева. Ранее Мухажир Нальгиев в своих публичных выступлениях допустил неуважительные высказывания в мой адрес. Я предложил объяснить причины и основания таких действий, и почему он так говорил обо мне. Мухажир пояснил, что сделал это, восприняв моё выступление критическим в адрес ингушского народа и его религиозных деятелей. Я сказал, что никогда не говорил неуважительно об ингушском народе и его духовных лидерах, не позволял этого и другим в моём присутствии. Я говорил в своём выступлении, которое упомянул Мухажир, об Ахмеде Погорове и подобных ему, которым нет дела до земли и земельного вопроса, а преследуют политические и провокационные интересы, стремятся внести раздор между нашими народами. Мухажир, как мудрый и уважаемый человек, заявил, что я приехал к его дому достойно, как и подобает настоящему мужчине-къонаху, беседовал с большим уважением к нему, поэтому, как къонаха, просит меня простить и принять извинения. А также вернуться домой, освободив сердце от неприятного груза от случившегося. Я, в свою очередь, ради Аллаха простил Мухажиру всё, что было и, как мусульманин, тоже попросил прощения, если в его душе есть на меня обида. Мы обнялись и расстались, подводя черту под разговорами на данную тему. Хочу ещё раз отметить, что настоящий чеченец или ингуш всегда, при любых обстоятельствах ведёт себя достойно, не совершает поступков, способных задеть чью-то честь, внести раздор, не поддаётся эмоциям, находит в себе силы объясниться. Я убеждён, что таким человеком является и Мухажир Нальгиев. Каждое слово имеет огромное значение, если оно задевает честь, за него нужно отвечать. Если помнить об этом, всегда будут царить согласие и взаимопонимание. Затем в Сурхахи я посетил мечеть, где собрались местные жители и много молодых людей. Одни пришли узнать цель моего приезда, другие услышать мнение о последних событиях и соглашении по границе. Большинство из них были рады моему приезду, возможности пообщаться со мной. Наша беседа носила теплый характер, как и подобает чеченцам и ингушам. Я хочу ещё раз подчеркнуть, что Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров совершил исключительно важное и имеющее большое значение дело. Ни у чеченцев, ни у ингушей не отобрана земля, не отнимут никогда. Законы России требуют наличия административной границы. Мы её провели между Чечней и Ингушетией, но никогда не проведём между чеченским и ингушским народами. Любой ингуш может приехать в Чечню и жить там, где он пожелает. Уверен, что такое же отношение и в Ингушетии. А те, кто попытается спровоцировать раздор между нашими народами, кто бы они ни были - чеченцы или ингуши, зря стараются. Ничего у них не получится!!!".
"Поговорил, вполне мирно. Нальгиев сказал, что попытки надавить на него, испугать бесполезны. Затем оба извинились друг перед другом и нормально разошлись" - сказал "Коммерсанту" один из лидеров ингушской радикальной оппозиции и соорганизатор беспорядков, сопредседатель общественного движения Мехк-Кхел/Совет тейпов ингушского народа, правозащитник Сираждин Султыгов (недавно был фигурантом дела о разжигании межнациональной розни; его единственный сын, воевавший на стороне "Исламского государства"*, убит в Сирии в 2015 году).
Версия событий пятничного вечера от антиевкуровского Telegram-канала "Ингушетия_2018": "Сегодня в селение Сурхахи к старейшине рода Нальгиевых приезжал Рамзан Кадыров для разбирательства после выступления Мухажира Нальгиева на митинге в Магасе. Свидетели сообщают, что при въезде в село Рамзан был в сопровождении кортежа из 50 автомобилей (другие Telegram-каналы говорили о 70 автомобилях - Прим.) и вооружённой охраны. В это время, как только стало известно о приезде Главы Чечни в Сурхахи, во дворе у Мухажира Нальгиева собралось около тысячи человек различных ингушских тейпов буквально в течение получаса. Сначала Рамзан заехал к представителям рода Белхароевых, совершил с ними молитву, там же оставил свой кортеж и в сопровождении двух автомобилей приехал в дом к Мухажиру. С Кадыровым и его сторонниками были и представители клана Белхароевых, которые выступили посредниками. Встреча прошла в мечети во дворе у Мухажира, куда Рамзана провели одного. На встрече присутствовали старейшины из рода Нальгиевых и другие авторитетные лица из различных тейпов. По сообщению нашего источника, молодёжь в мечеть не пустили, во избежание непредвиденных ситуаций. Между Мухажиром и Рамзаном произошёл мужской разговор по вайнахским понятиям. У Кадырова был вопрос и претензия к Мухажиру относительно его выступления на митинге, когда старейшина назвал Кадырова пастухом. А Мухажир Нальгиев задал вопрос Кадырову о его выпаде в отношении ингушей и видеозаписи, выброшенной накануне в сеть, где он угрожает ингушам за их активную позицию относительно установления границ и передачи части территории Сунженского района Ингушетии Чеченской Республике. На что Рамзан ответил, что его слова касаются только нескольких человек, и он с уважением относится к ингушскому народу. Далее, Кадыров сообщил, что Евкуров сам предложил ему территорию Сунженского района и он не претендовал на неё. Встреча закончилась как и полагается мусульманам в таких случаях, взаимным прощением и рукопожатием".
Некоторые подробности (иногда - крайне сомнительные) от ингушского оппозиционного Telegram-канала "Главком РИ": "Глава Чечни прибыл в Сурхахи, где его по договоренности уже ожидал потомок устаза Батал-Хаджи — Ибрагим Белхороев. Основной кортеж Кадырова из нескольких десятков автомобилей остался неподалёку от мечети селения. Пересев на два легковых автомобиля Рамзан Кадыров и Ибрагим Белхороев приехали в дом старейшины Мухажира Нальгиева. Между ними в уважительной форме, как и принято у вайнахов состоялся разговор в ходе которого Рамзан и Мухажир извинились друг перед другом за резкие выпады. В начале разговор со стороны гостей пошёл чуть на повышенных тонах, но Мухажир в твёрдой форме осадил их, после чего Рамзан рассказал, что он не виновен в том, как прошло подписание Соглашения о границе. Затем тепло попрощавшись Рамзан покинул дом старейшины. Далее он посетил зиярат шейха Батал-Хаджи и зашёл в мечеть, где в основном собрались жители Сурхахов и представители баталхаджинского тариката лояльные главе Чечни. Там перед собравшимися Кадыров сказал, что он — «не ответственен перед Ингушской Республикой и её Конституцией, я не ваш глава, поэтому оставьте меня в покое, перед ингушами я ни за что не отвечаю». Т.е. перевёл стрелки на своего коллегу Юнус-Бека Евкурова. Между тем весть о визите Рамзана Кадырова к уважаемому Мухажиру Нальгиеву мгновенно облетела республику. Тейп Нальгиевых и просто жители республики начали спешно съезжаться в Сурхахи. Некоторые совсем горячие головы начали прихватывать оружие - вепри, сайги, один даже привёз в багажнике аналог СВД — «Тигр». Но хвала Аллаху весь процесс прошёл мирно, никто Мухажира обижать не собирался. Впрочем, как никто и не позволил бы. В итоге побеседовав в мечети с собравшимися и Белхароевыми, Рамзан покинул Сурхахи".
Ответ от чеченского Telegram-канала "Экара Чалтач": "Ту-дум тыс! Новая волна сообщений ингушских каналов - Кадыров вообще испугался и уехал, так как подоспели тысячи парней с вепрями, сайгами, а один даже «тигр» принёс (гражданский аналог СВД, с ослабленным патроном). Вообще-то вепри и сайги это конечно хорошо, но М-4, АR-15, модифицированные калаши и GLOCK-18 гораздо круче, а если учитывать "сюрпризы" в багажниках GLE, то байки про партизанское сопротивление сурхахоевцев на слух становятся как шутки Петросяна. Приди Кадыров в гости выбивая дверь и угрожая расправой — было бы красиво? Когда к пожилому человеку приходит глава соседнего региона и ведёт себя не как глава, а как сын или даже внук, то оставьте свои нальгиевские понты. Не надо представлять широкой аудитории разговор двух вайнахов как разговор двух блатных в камере. Сегодня мы воочую убедились, что для оппозиционеров пишут писаки не старше 30 лет. Или же старше 30-ти лет, но с мозгами поклонников АУЕ. Уж слишком всё в блатном стиле. Шпана одним словом".
"«Рамзан извинился» — это попытка выдать желаемое за действительное. Какой смысл самих себя вводить в заблуждение? Если мы не будем ясно видеть картину, мы не сможем из происходящих событий сделать правильные выводы. Надо чётко понимать, что власть обыграла нас, а Кадыров наслаждается моментом", - признаёт ингушский оппозиционный Telegram-канал "Барта-бас".
17 октября опубликовано видео, где запечатлено совещание Кадырова с республиканскими чиновниками. На нём глава Чечни обратился к лидерам ингушских оппозиционеров в свойственной ему форме (если верить переводу видеопроекта Romb): "Эта кучка, которая называет себя предводителями, если вы настоящие мужчины, если вы народ — придите на мою территорию и сделайте хотя бы один митинг. Если вы уйдёте живыми — я тот, кем вы меня обзываете. Приезжайте в гости — добро пожаловать... Но если придёте сюда как мужчины со словами «это моя территория» (имеется в виду часть Сунженского района, отошедшая в результате договора к Чечне - Прим.). Если они уйдут своими ногами — тогда я тот, кем вы меня называете. Клянусь!".
"Эмоциональная речь главы Чечни в первую очередь была обращена к трём лидерам протестов: публицисту Идрису Абадиеву, бывшему министру внутренних дел Ингушетии Ахмеду Погорову и бывшему вице-премьеру и министру сельского хозяйства республики Дауду Яндиеву.
Во время продолжающихся с 4 октября митингов против изменения чечено-ингушской границы они позволяли себе резкие высказывания в адрес Рамзана Кадырова (из слов, которые по закону можно приводить в СМИ, в частности звучало «недоумок»)", - писал "Коммерсантъ".
В тот же день оргкомитет митинга в Ингушетии против ратификации соглашения о новых границах с Чечнёй официально заявил о приостановлении акции. Планировалось, что она возобновится 31 октября. Теперь (после вечернего вояжа Кадырова) перспектива возобновления митинга - под сомнением. Видимо, в конфликтной ситуации пока поставлена жирная точка. Либеральная блогосфера, упоённо вещавшая о "массовом бунте" и предвкушавшая его переход в горячую стадию, несказанно огорчена.
*Террористическая организация, запрещённая в России.