Таким образом платить за плагиат будут театр и режиссёр.
В этом деле многое удивляет. Главное – никто из ответчиков не может объяснить, как в постановке появились контрафактные персонажи и сцены, а так же дополнительные костюмы и реквизит? Театр утверждает, что к постановке не прикасался. Все изменения вносили продюсер Л. Роберман и нанятый им режиссёр. Все костюмы и реквизит созданы по заказу продюсера и не могли попасть в спектакль без его ведома.
Роберман заявляет, что чист, как стёклышко. Он показывает суду «чистую» инсценировку и договоры, где про «левак» – ни слова.
Но в спектакле 4 героя повести Рокотова и звучит его текст. На видео – артисты в костюмах, которые неизвестно кем изготовлены, и куча реквизита (включая пулемёт), на который нет документов. Как всё это появилось на сцене Ермоловского? Позиция Робермана: «Не знаю».
Писатель Валерий Рокотов поясняет «НИ»:
- Продавец «палёной» водки тоже предъявляет «чистые» документы. По ним в бутылках – спирт высшего качества с родниковой водой. Но люди почему-то мрут. Вопрос в другом – почему судьи на этот банальный обман ловятся и освобождают предпринимателя от ответственности? Они что, вчера родились? Суд не может не знать разъяснений Верховного суда, где говорится: «Возможность взыскания компенсации за нарушение исключительного права на произведение не зависит от того, знал ли нарушитель о неправомерности своих действий». Здесь вообще нет вопроса: знал ты, милок, или не знал, что у тебя «палёный» спектакль? Нарушения есть, значит, ты отвечаешь.
- Я считаю, что Робермана отмазывают, – предполагает писатель. – Когда я предлагал разойтись миром и делал уступки, продюсер намекнул на то, что у него лежит компромат. И он его, если припрут, предъявит. На кого компромат? Думаю, что на Марка Гурвича. А на кого же ещё? Не на Меньшикова же, который здесь ни при чём совершенно и разгребает чужое «наследие». Гурвич – второй подельник в этой коммерции. Он был директором театра и выпускал эту «Одессу» злосчастную.
Кроме того, Рокотов рассказал об эксперте, которая делала заключение для суда. Это - Татьяна Троицкая, которая в 2008 году помогла вывезти из страны картину Кустодиева «Масленица». Об этом писала «Комсомольская правда». Оценила уникальную картину в 150 тысяч рублей, и её тут же продали на «Сотбис» на 8 миллионов долларов. В 2016 году Троицкая была осуждена на три года условно. Догадайтесь, за что? За содействие контрабанде. Статуэтку Будды 19 века помогала перекинуть через границу. Написала, что это ширпотреб, продающийся в магазинах. Ей было запрещено заниматься экспертной деятельностью. Министерство культуры подтверждает: отозвано у Троицкой это право за её жульничества. Но она продолжает делать экспертизы.
Писатель сообщил «НИ», что сумма компенсации, добавленная Мосгорсудом, незначительна – около 160 тысяч рублей. Такие штрафы за многолетнее нарушение ведут, по его мнению, к поощрению плагиаторов. Ведь за время показов спектакль "Одесса 913" заработал не один миллион рублей...
От редакции:
В 2012 году спектакль «Одесса 913» был награждён премией «Звезда Театрала». Будут ли её отзывать – вопрос на засыпку для вдохновителей и организаторов конкурса.