Евгений Ямбург: "Директор школы не имеет права знать о здоровье ребенка"

18 октября 2018, 20:52
Могли бы педагоги керченского колледжа обследовать студента на предмет психического отклонения? Вопрос, как оказалось, совсем не простой, считает заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член корреспондент РАО, директор школы №109 города Москвы Евгений Ямбург.

- Учителя – не боги. Если парень тихий, ни в чём не был замечен, в полицию не попадал, то в чужую душу не залезешь. Это может произойти где угодно. Это – общемировая проблема. Можно подумать, что была проведена экспертиза и выявлено какое-то заболевание. Надо просто понимать, что это общецивилизационная, очень тяжёлая проблема. Проблема безопасности – комплексная. У нас действительно много больных подростков и детей, грубо говоря, по некоторым данным всего лишь 13% здоровых, а на первом месте психоневрологические заболевания. В школах должны быть грамотные психологи, дефектологи, но это всё очень дорого. Не в каждом колледже, не в каждой школе эта служба есть. Но и она не в состоянии выявить такие глубинные вещи.

Что касается безопасности – мир стал небезопасен. Я с трудом себе представляю… в Москве существуют и рамки, и охрана существует… сделать как в аэропорте – глупость. Два часа будут в дети заходить в школу, если каждого ощупывать. Никакой Росгвардии не хватит. Можно только сочувствовать и выражать соболезнование. И думать о тех глубинных причинах, которые привели к этой трагедии. Ещё не похоронили погибших, а мы уже начинаем делать далеко идущие выводы. Понятно, что сейчас пойдут проверки и наказания, нужно будет подписать миллион бумажек. Но требуется терпеливый, очень серьёзный разговор о том, что происходит с миром, с нами, с подростками в любой стране.

- Если учитель или школьный психолог понимает, что у ребёнка возникли психологические или психические проблемы, какие действия он может и должен предпринять?

Учитель и психолог практически ничего не могут сделать, потому что только с согласия родителей учитель может пригласить психолога. Очень серьёзно должен быть изменён нормативный подход к этому. Инклюзивное образование – вещь правильная, во всём мире оно существует. Дети должны учиться вместе, за исключением детей с тяжёлыми психическими заболеваниями. Но, тем не менее, сегодня школа не имеет права даже знать медицинскую карту ребёнка и, даже, если я как директор в курсе, что там не благополучно, я не имею права даже привести ребёнка к психологу. Это – безобразие. Школа заключает договор с родителями, что ребёнок будет учиться, но школа отвечает за всё, а родитель ни за что не отвечает. И такой договор юридически ничтожен.

#Общество #Новости #Дети, подростки #Криминал #Школа
Подпишитесь