Posted 18 октября 2018, 17:22
Published 18 октября 2018, 17:22
Modified 7 марта, 16:31
Updated 7 марта, 16:31
Неприятную, но отнюдь не неожиданную новость сообщил ТАСС: Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) принял решение отстранить казанский «Рубин» от участия в еврокубках на один сезон за несоблюдение критерия безубыточности. Все просто: по правилам УЕФА клубы не могут тратить на покупку футболистов больше, чем они зарабатывают.
Если учесть, что и еще одна команда Российской Премьер-лиги – махачкалинская «Анжи» с начала сезона балансирует на грани финансового краха, а в прошлом году та же участь постигла и «Томь», то впору сделать печальный вывод: российский футбол категорически не вписывается в общемировую конкуренцию.
Он вообще не про то.
Как тут не вспомнить роскошные советские времена, когда сборная СССР неизменно котировалась в числе лучших и в Европе, и в мире, а стадионы часто собирали аншлаги даже на рядовых матчах чемпионата страны. Казалось, еще чуть-чуть, и счастливый капитан сборной поднимет над головой желанный Кубок мира.
Но не поднял. Не успел.
И непонятно теперь, нужно ли жалеть об этом не свершившимся факте?
Пожалуй, что не нужно, потому что это логично вписывается в отечественные реалии. Стоит вспомнить, что в Советском Союзе футбол, как и все остальные виды спорта, а равно и все остальные виды человеческой деятельности, полностью находились на государственном обеспечении. И отнюдь не только финансовом, но и идеологическом.
Футболисты, как и все другие советские люди получали смешные по меркам капиталистического мира зарплаты и бонусы, чуть ли не самым ценным из которых считался автомобиль... И за эти невиданные блага они должны были выкладываться на все сто. За любую неудачу тренеров сборной «прорабатывали» на партийных собраниях, а самих футболистов обвиняли чуть ли не в предательстве социалистической Родины.
И они пахали, и они отказывались под разными предлогами от заманчивых предложений западных футбольных менеджеров, и они были счастливы, привезя на родину из-за границы в подарок жене и детям пару вожделенных джинсов и упаковку невиданной жвачки.
Им внушали мощный миф о величии страны во всех сферах человеческой деятельности от простой игры в футбол или в хоккей до балета, покорения космоса и военного превосходства, и они беспрекословно верили в него. А вместе с ними верили и болельщики, заполнявшие арены и стадионы. У них была Идея.
И вот она исчезла. Слиняла буквально, по выражению великого Василия Розанова, в два, максимум, в три дня...
С крушением коммунизма, страна оказалась в диком бескрайнем поле без намека на хоть какую-нибудь завалящую идейку, кроме разве что безудержного обогащения. Мог ли выжить в этом отнюдь не футбольном поле, в игре без малейших правил отечественный футбол?
Разумеется, нет. Его постигла ровно та же участь, что и все остальные сферы политики, экономики, образования, медицины, культуры и спорта. Вместо здоровой конкуренции, которой так чаяли противники социализма, страна получила всевластие государственно-олигархического капитала, которому все идеи побоку.
Отечественный футбол логично, как и все остальное, тоже превратился в дорогую игрушку на государственно-олигархическом содержании. Захотят – заплатят, не захотят – пошел вон, как это случилось несколько лет с той же «Анжи», бывший владелец которой накупил в розницу и оптом мировых звезд, чтобы через год их распродать, а проект закрыть.
Практически все футбольные клубы содержит сегодня то же самое, как и в советские времена, государство. Содержит кое-как, потому что ему уже не до футбола. Кого-то за счет скудных региональных бюджетов, кого-то, как «Зенит» или «Локомотив» за счет щедрых госолигархий. Исключения единичны – симпатичный «Краснодар», держащийся на плаву только по причине всепоглощающей любви к футбольному искусству своего владельца – бизнесмена Сергея Галицкого да московские ЦСКА и «Спартак».
И тут тоже, как и повсюду в стране, проявляются вопиющие противоречия. С одной стороны, чтобы поддерживать мало-мальски приемлемый уровень и чтобы лучшие футболисты не разбежались по заграницам, им нужно платить бешеные деньги. И олигархи их платят, и игроки остаются, сознательно ради денег лишая себя возможности совершенствоваться в конкурентной борьбе за место в лучших клубах Европы. Вот и растут как на дрожжах одуревшие от миллионных контрактов кокорины да мамаевы
В провинции же ни о какой нормальной здоровой конкуренции и речи идти не может - там на стадионы приходят жалкие пара-тройка тысяч, если не сотен болельщиков.
Не оправдались и надежды на чемпионат мира. Эйфория после него схлынула, на ее место заступила тревога: за чей счет содержать все эти новые и безумно дорогие арены? Куда ни глянь – одни убытки и никакой прибыли.
Дошло уже до того, что владелец «Спартака» Леонид Федун всерьез предлагает сократить Премьер-лигу до восьми финансово состоятельных команд! А может, поступить еще радикальнее: сократить весь отечественный футбол до двух команд-мультимиллиардеров и проводить раз в месяц матчи на манер гладиаторских боев в рабовладельческом Риме?
Это очень хорошо ляжет в идеологию современной России.
На фото: сборная СССР выиграла Кубок Европы в 1960 году