Posted 15 октября 2018, 07:13
Published 15 октября 2018, 07:13
Modified 7 марта 2024, 16:33
Updated 7 марта 2024, 16:33
Отечественное правозащитное ПЕН-движение, объединившее писателей, переводчиков и журналистов, лихорадит давно. Все началось с того, что от Русского ПЕН-центра откололась большая группа его участников недовольных политикой руководства. По мнению «раскольников», российское ПЕН-движение не отвечает главному своему предназначению – правозащитной деятельности. На прошедшей неделе, отколовшиеся писатели с благословения Международного ПЕН-клуба создали новую организацию – ПЕН-Москва, Более того, они совместно опубликовали доклад «Жесткое подавление свободы слова в России в 2012-2018 гг.», в котором перечислено множество неоспоримых фактов подавления свободы слова.
Разумеется, Русский ПЕН не мог пройти мимо этого события, опубликовав в ответ написанное в советском бюрократическом стиле по форме, и весьма напоминающее обыкновенный донос по содержанию, заявление, в котором, в частности, говорится:
«Появившийся в средствах массовой информации доклад «Жесткое подавление свободы слова в России в 2012-2018 гг.», составлен неизвестными в России маргинальными организациями, скоропалительно принятыми в Международный ПЕН-клуб с нарушением Хартии и Устава Международного ПЕН-движения и российских законов.
(...)
Этот грубо политизированный доклад намеренно вводит в заблуждение мировую общественность, искажает и оглупляет процессы, происходящие в России, неустанно декларируя мысль, явно подсказанную политическими кругами Запада: после возвращения В. В. Путина на пост президента в мае 2012 года, свобода слова в нашей стране полностью подавлена. Разговор идёт даже о некоей «криминализации» критики власти. Встаёт вопрос: знают ли писавшие этот доклад реальное положение дел в России? Хотят ли авторы доклада улучшения жизни в нашей стране? Нет, и ещё раз нет. Кажется, они грезят совсем о другом: о новых революциях, гражданских смутах и вечных протестах, со сладострастием шельмуя тех людей в России, которые хотят перемен к лучшему и стараются по мере сил такому улучшению способствовать.
(...)
Чисто политическое решение о создании новых, противостоящих нам правозащитных писательских организаций, использующих наше название, с самого начала выглядело как попытка рейдерского захвата, направленная на уничтожение Русского ПЕН-центра и на развал ПЕН-движения, с таким трудом налаженного в нашей стране после распада СССР (...) Недальновидная политика – политикой и закончилась! Появился предвзятый и тенденциозный доклад…
Однако, несмотря на все подобного рода «доклады» и предвзятые мнения, мы будем продолжать свою работу. Русский ПЕН-центр никогда не скрывал: в нашей стране есть что критиковать. Но в отличие от наших оппонентов мы защищаем всех «униженных и оскорбленных», а не только тех, на кого указывают зарубежные чиновники! (...) «Эволюция, а не революция – вот наш девиз! Россия устала от революций. Нам кажется, что весь мир – тоже...»
Актив Русского ПЕН-центра»
Это заявление не осталось без внимания оппозиционной общественности, реакцию которой очень хорошо выразил историк Игорь Курляндский:
«Какой махровый и дурацкий документ. Просто стыдно за его подписантов. Верноподданническая истерика против фактов. Писатели, литераторы, неужели не чувствуют даже стилистического уродства?»
А некоторые писатели, прочитав заявление «ПЕН-актива» сделали и конкретные шаги. Как например поэтесса Лариса Миллер, написавшая Заявление о выходе из Русского ПЕН-центра:
«В Исполком Российского отделения Международного ПЕН-клуба «Российский ПЕ-центр»
От Ларисы Миллер Членский билет № 116
Я, Миллер Лариса Емельяновна, член Русского ПЕН-центра с 1992 года, заявляю о своем выходе из Русского ПЕН-центра в связи с неприемлемыми для меня позицией и фразеологией руководства Русского ПЕН-центра. Так в недавнем Заявлении Русского ПЕН-центра, критикующем доклад «Международного ПЕН-клуба», «ПЕН-Москва» и «ПЕН Санкт-Петербурга» «Жесткое подавление свободы слова в России в 2012-2018 гг.», говорится: «со сладострастием шельмуя», «русофобские высказывания», «можно обливать помоями бывшую Родину». Можно не продолжать. Это знакомый стиль пропагандистских доносов еще сталинских времен.
Мне бесконечно жаль, что действующее руководство Русского ПЕН-центра погубило столь уважаемую организацию. «У меня с советской властью стилистические разногласия», - говорил Андрей Синявский. Стилистика действующего руководства Русского ПЕН-центра для меня неприемлема, поэтому я заявляю о выходе из его состава.
Миллер Л.Е.»
Блогеры тут же вспомнили историю о том, как Президент Русского ПЕН-центра Евгений Попов полтора года назад, в самый разгар скандала, в результате которого эта организация и раскололась, высказал желание "съездить по физиономии" писательнице Светлане Алексиевич ("если бы она не была дамой") за ее слова о том, что "Русский ПЕН-центр лижет сапоги власти"...
Так что по поводу стиля с уважаемой поэтессой не поспоришь: и куда только девается мастерство у мастеров слова? Ну, а в общем же и целом, ничего удивительного и сверхъестественного не случилось: отечественные правозащитники, как и вообще подавляющее большинство граждан России, никогда не умели, не умеют и никогда не научатся объединяться ради какой бы то ни было хорошей идеи. Ругаться – всегда пожалуйста...