Posted 12 октября 2018, 13:43
Published 12 октября 2018, 13:43
Modified 7 марта, 16:35
Updated 7 марта, 16:35
"Представители Грузинской православной церкви (ГПЦ) заявили о том, что в "церковном вопросе" на Украине они будут придерживаться прежних правил, - пишет Сергей Маркедонов в телеграм-канале Bunin & Co Следовательно, ожидать от Илии II поддержки автокефалии не стоит.
Эта позиция говорит о том, что светская и церковная дипломатия в православном мире, в котором традиционно церковь занимает подчиненное положение в отношениях с государственной властью, далеко не во всем совпадают. Украина и Грузия - стратегические союзники. И этот альянс возник задолго до "пятидневной войны", перехода Крыма под российскую юрисдикцию и конфликта в Донбассе. В то же самое время отношения Москвы и Тбилиси были испорчены еще в 1990-е годы. Грузия, даже тогда, когда она находилась в СНГ и подписывала Договор о коллективной безопасности, видела именно в РФ источник своих бед в Абхазии и в Южной Осетии. И российско-украинские отношения до 2014 года нельзя было назвать беспроблемными.
Однако на ниве православной дипломатии мы видели и видим иную картину. ГПЦ в отличие от "Киевского патриархата", не имеющего признания со стороны других автокефальных церквей, занимает позицию весьма критическую в отношении к Западу и тем ценностям, которые идут в Грузию из США и стран ЕС. При этом Католикос-Патриарх Илия II уже многие годы согласно всем соцопросам удерживает первые строчки рейтингов популярности.
После 2008 года его контакты с Россией стали одним из неофициальных дипканалов. Предстоятель ГПЦ никогда не избегал контактов не только с Московским патриархатом, но и с президентом, премьер-министром РФ. И дело не только в его антивестернизме. Русская православная церковь даже после 2008 года никогда не ставила вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии своими каноническими территориями. Она поддерживала их принадлежность ГПЦ. Не исключено, что с расчетом на возможное вмешательство вселенских патриархов в дела РПЦ на Украине или Молдове, где также имеется конкуренция с румынской православной церковью, которая признана в отличие от "Киевского патриархата".
Вся эта православная дипломатия отчетливо свидетельствует: иерархи церквей ставят интересы своих институций выше таких абстрактных ценностей, чем единство христианского мира. И вопрос о соотношении национального и вселенского начал здесь более, чем актуален! Как, впрочем, и проблема соотношения религии и политики".