Было отмечено, что Украина получит документ об автокефалии своей церкви – Томос - после объединения трех церквей – УПЦ Киевского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви и УПЦ Московского патриархата. Напомним, что с просьбой издать томос (указ) о предоставлении УПЦ автокефалии Верховная рада Украины обратилась к Вселенскому патриарху в июне 2016 года. В сентябре 2018 года Вселенский патриархат в Константинополе в рамках подготовки к предоставлению УПЦ автокефалии назначил двух экзархов в Киев. По состоянию на сегодняшний день в Украине действуют несколько православных церквей: Украинская православная церковь в составе Московского патриархата (была единственной, признанной другими православными церквами), УПЦ Киевского патриархата и небольшая Украинская автокефальная православная церковь. Также значительная часть украинцев (преимущественно, жители западных областей) - грекокатолики.
"Процесс отделения украинского народа от русского продолжается полным ходом при поддержке деятелей православной церкви, - считает burckina_new. - Москву обкладывают со всех сторон - даже с той стороны, где никто не ждал.
Процесс отделения начался в октябре 1990 года, когда Украинской православной церкви был предоставлен статус самоуправляемой церкви в составе Русской православной церкви. То есть РПЦ уже тогда поработала на разделение наших народов. И тут никак не свалишь на мифическую бомбу Ленина.
В ноябре 1991 году митрополит Филарет, возглавлявший тогда Украинскую православную церковь Московского патриархата, выступил за предоставление ей автокефалии. В мае 1992 года он был смещен с должности предстоятеля церкви. Но Филарет отказался подчиниться этому решению Архиерейского собора РПЦ и при поддержке украинских властей объявил со своими сторонниками о создании Украинской православной церкви Киевского патриархата. В февраля 1997 года он был отлучен от церкви и предан анафеме за раскольническую деятельность также решением Архиерейского собора РПЦ.
Также (теперь, по решению Константинопольского патриархата, - прим.ред.) с него сняли анафему за вину перед РПЦ".
По последним сообщениям Украинская православная церковь Московского патриархата отказалась участвовать в объединительном соборе с другими украинскими церквями.
"Я был патриархом, есть и буду", - Филарет ответил на вопрос о том, стал ли он теперь митрополитом - раз Фанар вернул митрополию, - сообщает varjag2007su. - В целом план Филарета таков - начать собирать всеукраинский объединительный собор, который выберет уже общего патриарха. А дальше этой структуре даст Томос об автокефалии Вселенский патриарх. Конкретных сроков для всего этого нет.
Самое непонятное - это возвращение Киеву статуса ставропигии. Такой термин употребляется в документе. В современном понимании он означает особый статус отдельных храмов или монастырей, которые выводятся из подчинения местному епископу, а поступают в прямое управление патриарха или синода.
В то же время в решении Фанара такие храмы не перечислены. Поэтому какие храмы Украины Варфоломей вернул в свое личное подчинение - непонятно. Ждем по этому пункту разъяснений экспертов.
Отметим, что если Константинополь и правда решил восстановить границы Киевской митрополии образца 1686 года, то в его подчинении окажется только около трети территории Украины - преимущественно на северо-западе страны".
"Весь этот год Филарет своими прогнозами будущего и толкованиями уже произошедшего пробует из Варфоломея сделать своего денщика, - пишет диакон Андрей Кураев. - С нетерпением жду публикации его благодарственного письма Варфоломею. Как он подпишется? Патриархом? Реабилитирован-то он лишь в качестве митрополита. И патриархом он не может быть признан по той простой причине, что Фанар никогда не утверждал патриаршества для Киева. Но вчера вечрером он уверенно настаивал "я патриархом был, есть и буду".
А вот в этом заявлении он лихо перекручивает вчерашнее решение и киевской ставропигии. Мол, Кпль решил открыть посольство при его персоне, а ставропигия это некое здание. Но для Фанара нет никакой "Поместной Церкви" со столицей в Киеве и нет никакого "диалога между двумя Церквами" с участием Филарета. А есть некий епископ без кафедры и с непонятным каноническим статусом (ибо он еще не признал свою подведомственность Варфоломею), и есть Киевская ставропигия не смысле здания или посольства, а в смысле митрополии, управляемой самим Варфоломеем. Замечу, что когда главу филаретовской пресс-службы Евстратия в его фейсбуке прямо спрашивают - в каком чине реабилитирован Филарет, тот отмалчивается".
"Вообще-то пока решение больше напоминает спор хозяйствующих субъектов, - пишет Александр Коц. - Он пытается отжать имущество у Московского Патриархата, а заодно и у Филарета с Макарием. Потому что пункт в решении Синода "Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве" означает, что теперь все имущество объединенной УПЦ (хотя объединения пока нет и вряд ли будет) отдается в прямое управление Стамбулу.
То есть, хотели независимость от Москвы и легли под Стамбул. Сомнительное достижение".
"Филаретовский пресс-секретарь радостно пишет:
1) о снятии Варфаломеем анафемы с раскольника Филарета. Синод таким образом формально восстанавливает его в каноническом сане;
2) о том, что спустя треть тысячелетия (после 1686 года) у Варфоломея вдруг нарисовались вопросы, почему украинская церковь это часть русской православной церкви.
Хотя откуда нарисовались вопросы - понятно, - пишет Андрей Червонец. - Анафема на Денисенко наложена Московским патриархом. При чём здесь папа Инстанбульский, "Вселенский" патриарх с парой десятков прихожан? Это самонадеянность или самоуправство? Да ещё "снята" без раскаяния после нарушения клятвы на Библии?
Снятие анафемы как высшего церковного наказания происходит посредством сложного юридического действия, включающего:
а) покаяние анафематствованного лица, которое производится в особом, как правило, публичном порядке;
б) покаяние приносится непосредственно через обращение к органу церковной власти, наложившему анафему, либо через лицо, им назначенное (например, через духовника),
в) при наличии достаточных оснований (искренность и полнота раскаяния, исполнение положенного церковного наказания, отсутствие опасности со стороны анафематствованного для других членов Церкви) принятие решения органом, вынесшим взыскание, о прощении данного лица.
2) И напомню немного истории. 332 года назад УПЦ и Украины как государства не было, а Киев был русским городом. В 1686 году с поляками был заключен Вечным мир и Киев был выкуплен за 2 млн. злотых".
"Так называемая "автокефалия" не сделает Украину ни ближе, ни дальше от России, она вообще ничего не меняет, - считает Дмитрий Якушев. - Российское "православное" население остается абсолютно равнодушным к происходящему. Подозреваю, что украинское тоже. Скандалы с захватом церквей на Украине были вызваны тем, что пытались забирать приходы. Если же церкви московского патриархата на Украине перейдут в новую структуру вместе со священниками, то этого никто и не заметит.
Словом, религиозная скрепа оказалась фикцией, никому кроме церковных верхушек, воюющих за влияние, доходы и собственность не интересной. Реальной же скрепой сегодня является Интернет. Тот же русский язык никуда не уйдет с Украины и других республик именно благодаря Интернету и социальным сетям. Стать раскрученным, реально читаем блогером на постсоветском пространстве можно только, используя русский язык. Потому что на постсоветских территориях именно использование русского языка позволяет резко увеличить читателей, зрителей и так далее. И с этой ситуацией ничего невозможно поделать".