Posted 11 октября 2018, 10:19

Published 11 октября 2018, 10:19

Modified 7 марта, 16:35

Updated 7 марта, 16:35

Закупки для Петербурга: "чужие" здесь не ходят?

11 октября 2018, 10:19
Как Комитет по госзаказу Санкт-Петербурга осуществляет закупочную деятельность пятимиллионного города.

Иван Петровский

С момента назначения Александра Беглова исполняющим обязанности губернатора Санкт-Петербурга прошла неделя. За столь несерьёзный срок, конечно, трудно ожидать каких-то революционных кадровых решений, поэтому правительство города на Неве пока трудится в прежнем составе. Пока – потому что тренд на обновление новый глава субъекта федерации всё же обозначил, произнеся буквально следующее: «Надо делать всё, чтобы горожане сказали, что у нас классное правительство и руководство. Если у кого-то есть грешки, лучше завтра собрать вещи. Если нет, то будем работать». Прекрасный почин! Вот только кто захочет признаться?

Сегодня основой для функционирования бизнеса в Петербурге остаётся система госзаказа. И это не преувеличение, поскольку ключевые отрасли городского хозяйства – строительство и управление государственной собственностью (в частности, недвижимостью) – пребывают в глубокой стагнации. Понятно, что в таких условиях значимость крупных сделок, финансируемых из регионального бюджета, возрастает многократно, а ответственные за распределение заказов чиновники становятся весьма влиятельными лицами.

Деятельность комитета Санкт-Петербурга по госзаказу, возглавляемого с февраля 2015 года Дмитрием Сачковым, два года назад попала в поле зрения газеты «Деловой Петербург». Поводом для журналистского расследования стал факт вопиющий, но по питерским меркам – вполне проходной. Дело в том, что по действующему законодательству электронные аукционы по выбору господрядчиков должны проходить на нескольких площадках. Однако вице-губернатор второй столицы Игорь Албин дал своим подчинённым указание ограничиться лишь одной из пяти аккредитованных правительством РФ площадок – АО «Электронные торговые системы», принадлежащей группе компаний «Фабрикант». Таким образом, все яйца петербургского госзаказа ценою в 200 миллиардов рублей в год оказались в одной корзине.

При этом сам Албин сообщил журналистам, что решение это он принял по инициативе городского комитета по госзаказу. Хотя такое деяние содержит, по мнению Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, признаки нарушения статьи 15 «Закона госзакупках" . При этом представители площадки «ЭТС» тоже не узрели никаких нарушений в принятом решении, чем продемонстрировали полное единение с Дмитрием Садковым.

Нельзя сказать, что петербургское УФАС посмотрело на нарушение сквозь пальцы: только в течение 2015 года – первого года пребывания Дмитрия Сачкована своём посту – в судах было рассмотрено 53 дела по обжалованию решений УФАС Петербурга, касающихся закупок комитета по госзаказам. Однако по 40 делам суд принял сторону комитета, и только по шести — поддержал УФАС. В чём же причина такой статистики? По мнению владельца «Спецстроя» Артура Данчарова, частые судебные победы комитета – следствие «хорошо сложившихся отношений между комитетом и петербургским судом».

Но дальше - больше. В октябре 2017 года была предпринята успешная попытка отнять полномочия по госзакупкам у комитетов и районных администраций, оставив им сделки на сумму не выше 20 миллионов рублей, а все превышающие эту сумму – передать в ведение городского комитета. Объяснялась подобная новация, ясное дело, «необходимостью усилить контроль за госзакупками, повысить их прозрачность и эффективность». Соответствующие поправки в постановление №1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» были подписаны ушедшим в отставку губернатором Георгием Полтавченко.

Дошло до того, что главы районов и комитетов Смольного в ходе переговоров с контрагентами открытым текстом предлагают: «Сначала договоритесь с комитетом по госзаказу».

Кроме того, подобное дробление по цене лишь увеличивает количество закупочных процедур и, соответственно, объём работы внутри самого комитета. По словам руководителя регионального антикоррупционного центра «Transparency International» в Петербурге Дмитрия Сухарева,«даже не в 2 раза, а намного больше».

В любом случае, на ниве нынешней деятельности Дмитрия Игоревича мы наблюдаем любопытную двухходовку: сначала все торги комитета по госзаказу и комитета по строительству переводятся на единственную площадку, а затем на ней же – под предлогом борьбы за «прозрачность и эффективность» – сосредоточиваются все закупочные процедуры пятимиллионного мегаполиса.

Понятно, что такого рода «оптимизация» процедур, жёстко прописанных в законодательстве, становится возможной лишь при одном условии – наличии мощной «руки» в верхах. И такая рука есть! В 2013 году Сачков работал заместителем Давида Адамии – не просто руководителя аппарата губернатора, а доверенного человека и «серого кардинала» уволенного Полтавченко . «Без ведома Адамии не проходил ни один крупный госзаказ, а Сачков моментально исполнял любое его поручение», – говорит один из участников строительного рынка Санкт-Петербурга.

Подобная близость многое объясняет и в масштабах деятельности Сачкова, и в применяемых им методах.

Три с лишним года назад, вступая в должность и характеризуя свою новую сферу деятельности, Дмитрий Сачков произнёс такие слова: «Очень много юридических тонкостей, а вот экономического подхода не хватает». Слова, похоже, стали пророчеством: строгое соответствие букве закона сменилось духом «экономической эффективности», одним из результатов которой – прямо или косвенно – следует признать недавнюю отставку высшего должностного лица Санкт-Петербурга.

Правда, уже тогда общественность задалась вопросом: а какой "экономический подход" привнесёт новый глава комитета, если в трудовой биографии у г-на Сачкова, помимо последовательной работы в четырёх (!) подразделениях Смольного (аппарат губернатора, комитеты по развитию туризма, финансовому контролю и, наконец, по госзаказу), есть и руководство некогда известным холдингом «Фаэтон Девелопмент Групп», уход из которого странным образом совпал с началом процедуры банкротства компании?

Конечно, нельзя однозначно утверждать, что в сфере питерского госзаказа действует коррупционная схема – для подобных заявлений необходимы сведения, получение которых является прерогативой правоохранительных органов. Но давайте вспомним старую поговорку: если что-то выглядит как кошка, прыгает как кошка и мяукает как кошка, то, скорее всего, это и есть кошка. И меньше всего хотелось бы, чтобы эта черная кошка, отнявшая свободу выбора у органов государственной власти и местного самоуправления Санкт-Петербурга, продолжала перебегать дорогу уже губернатору Беглову.

Подпишитесь