Posted 10 октября 2018, 13:14
Published 10 октября 2018, 13:14
Modified 7 марта, 16:36
Updated 7 марта, 16:36
"Мне кажется, надо иметь в виду, что какого-то долгосрочного, серьезного, организованного влияния России на Балканах, к сожалению, нет, - говорит Славенко Терзич в эфире радиостанции "Говорит Москва". - Россия, мне кажется, больше реагирует на действия другой стороны. Поэтому говорить, что Россия там влияет, там влияет, повсюду влияет…
Россия присутствует в Балканском регионе, прежде всего в Сербии, Боснии и Герцеговине. Хотя, когда говорим о Сербии, на первом месте между нами существуют отношения стратегического уровня, стратегического партнерства и, я бы сказал, очень хорошие политические отношения. Об этом свидетельствуют визиты, встречи. Недавно был визит в Россию президента Вучича.
Кроме политического высокого доверия взаимного, у нас развиваются очень хорошо экономические отношения. Они могут быть лучше. Например, товарооборот между Сербией и Россией движется к 3 млрд долларам, хотя он реально может дойти до четырех и больше миллиардов долларов. Даже с Венгрией больше, чем с нами. Я думаю, товарооборот между Россией и Венгрией - около 6 млрд долларов. Судя по статистике, товарооборот постоянно растет, это очень хорошо, хотя простора для развития экономических отношений очень много.
Есть энергетический фактор - русский газ очень важен для всех Балкан, для Европы. Сербия ожидала очень много от "Южного потока", сейчас он закрыт. Сейчас идет так называемый "Турецкий поток", идут переговоры на всех уровнях. Недавно был министр Дачич здесь, встречался с президентом "Газпрома" Миллером, с министром энергетики Антич встречался. Идут серьезные разговоры о строительстве "Турецкого потока" через Болгарию, скорее всего, хотя трасса точно еще не определена. Через Болгарию, Сербию, Венгрию и дальше Австрию.
Кроме этого, между нами существует очень серьезное военно-техническое сотрудничество. Мы очень благодарны за поддержку, которую Россия показывает этим подарком - шесть МиГ-29. Проводятся учения "Славянское братство" и другие военные учения.
В политических отношениях я не вижу никаких препятствий. Мне кажется, очень важно сейчас развивать масштабное экономическое сотрудничество. Много наших заводов было разрушено агрессией НАТО, много мостов было разрушено. Всё это надо восстанавливать. В этом смысле экономическое сотрудничество более широкое, более долгосрочное я вижу как гарант нашего стратегического партнерства в будущем. Я имею в виду, экспорт продуктов из Сербии.
У нас очень хорошая, органическая пища. Надо просто сократить препятствия на таможне, на границе, чтобы экспорт наших продуктов шел беспрепятственно. Это первое. Второе, мы ожидаем инвестиции российские, это было бы очень интересно. Например, продаются многие наши заводы, продаются лечебные курорты, горнолыжные курорты, много гостиниц. Мне кажется, было бы в интересах и Сербии, и России, если бы было больше российских инвестиций в Сербии.
Я знаю, что у нас нет моря. Русские любят море и едут… Но в Сербии есть охотнический туризм, горнолыжный туризм. У нас Копаоник, Златибор, хорошие горы. На велосипедах там тоже хорошо. 60-70 тысяч туристов из России - это очень мало. Я считаю, что реально может быть 150-200 тысяч русских туристов ежегодно. В этом смысле виновато рекламирование. Многие русские не знают, у нас безвизовый режим. Русских встречают в Сербии доброжелательно. Было бы очень хорошо, чтобы больше сербских туристов приезжало в Россию, чтобы больше наших коллективов приезжало сюда. Чтобы здесь был открыт сербский культурный центр".