Posted 2 октября 2018, 06:20
Published 2 октября 2018, 06:20
Modified 7 марта, 16:42
Updated 7 марта, 16:42
Ирина Мишина
Главное для растерянного пассажира: пропал, исчез, растворился СПИСОК станций по всем направлениям. Указатели у эскалаторов, таблички на перронах показывают только конечные станции.
Для человека, который десятками лет пользовался столичным метро - это шок и ужас. Спускаешься к поездам, ищешь панно с перечнем станций, а там... пустота! Чувствуешь себя как минимум приезжим из далекой провинции. Либо жертвой какого-то изощренного воровства и обмана. Это когда понимаешь, что привычный мир рухнул в бездну, что надо - по чужой воле и без всяких объяснений - принимать новую реальность. В которой без личной схемы московского метро уже не разберёшься. Потому что само метро зачем-то испытывает тебя на сообразительность и терпение. Или даёт бесплатный тест на ранний склероз...
На днях я ухитрилась заблудиться на кольцевой. Мне нужно было встретиться на Алексеевской, но после встречи я поняла, что не понимаю, как и куда мне двигаться дальше. Нет, до станции Проспект Мира - радиальная я как-то добралась, а вот куда двигаться дальше, не знала. Надо мной висел загадочный указатель, с одной стороны которого было написано «Соборная мечеть», с другой – «СК Олимпийский». Спасибо, толпа таких же заблудившихся подсказала, что мелкая циферка «5» внизу справа - это указатель на кольцевую линию.
Похожая ситуация - и с объектами НАД землей. На днях пыталась найти на новой станции ЦСКА выход к стадиону ЦСКА (он же - ВЭБ-арена). Черта с два! Указателя к стадиону там нет вообще! А сама арена, как выяснилось, находится в двух километрах от одноимённой станции...
— Любая навигация должна быть текстово и графически понятной, — объясняет психолог-психотерапевт Института психотерапии и клинической психологии Анастасия Перл. — Слишком большое количество символов, расположение навигации в труднодоступных глазу местах, а также неоднозначная трактовка идеограмм усложняют восприятие и переработку человеком информации. В ситуации нахождения в новом месте человек испытывает стресс и осуществляет поисковое поведение через наглядно-действенное мышление. В этом случае требуется однокомандное действие: увидел знак — пошёл в нужном направлении. В случае если человек не видит навигацию или вынужден в ней разбираться дополнительно, возникает напряжение. А это, в свою очередь, снижает скорость реакции и ориентировочный эффект.
Может быть поэтому пользователи соцсетей уже прозвали новую навигацию "наФигацией"?
Из отзывов пассажиров в социальных сетях:
«Перехожу обычно "ногами, не головой", ноги сами знают, куда бежать. Тут включила голову, подняла глаза на указатели и заблудилась на Таганской», - пишет в Фэйсбуке Наталья Наумова.
Иришка Ефремова: «Я коренная москвичка, моя бабушка строила это метро. И то, что сейчас происходит, ей бы не понравилось. Совершенно не интуитивный вид транспорта. Я никогда не знала всех этих номеров линий и не могла понять, зачем мне эти знания нужны. А теперь я туплю на каждом переходе, даже если была там сотни раз».
Мелкий шрифт, которым теперь написаны все названия, уже свёл с ума пол-Москвы. Такое впечатление, что новую навигацию изобретал либо человек, страдающий дальнозоркостью, либо великан.
«Очень высоко расположен этот мелкий текст. Я со своими 180 см роста и зрением 100% еле справляюсь с чтением. Тем, кто ниже и у кого со зрением хуже, я вообще не представляю, как? И ещё: сам текст как-то бледно выглядит, хотелось бы ярче», - делится в соцсетях Марина Горбачёва.
Апофеоз новой навигации – это указатель станций на кольцевой линии. Они почему-то расположены в несколько столбцов, по краям по 2-3 станции и остальное в центре. Поэтому при входе в вагон люди, толкаясь, испуганно спрашивают друг у друга: «А до Киевской – сюда?», «До Комсомольской я правильно сел?». Особенно забавно это утром, когда люди торопятся на работу, и каждая секунда на счету.
А почему при переходе на «синюю» ветку на табло поместились все новые станции в прежнем шрифте и на прежней высоте? Или над пассажирами проводят избирательный эксперимент? Вопрос номер два. На кольцевой линии количество станций не увеличилось. Зачем тогда надо было менять навигацию на кольце?
Помимо этого, новая навигация создала несколько станций-загадок. Например, на «Технопарке» есть только 2 указателя: «Центр» и «Юг». А на Тульской, если ехать из центра, по новой навигации следует, что добраться можно только до Нахимовского проспекта, Пражской и Бульвара Дмитрия Донского. Остальные станции куда-то исчезли. «Навигаторы», кстати, додумались до того, что теперь надо смотреть ещё и в пол: линии метро пронумерованы. И чтобы не ошибиться, надо выучить цвета линий и их конечные станции…
Впору разобраться и узнать, кто же автор всех этих странных новаций? Во сколько они обошлись метрополитену? Неужели этот ужас теперь навсегда?
«НИ» обратились с официальным запросом к руководителю ГУП Московский метрополитен Виктору Козловскому.
К нашим вопросам в ГУПе подошли серьёзно. Несколько дней пресс-секретарь поясняла, что официальный ответ проходит «согласования». В конце концов ответ был получен:
«Метрополитен растёт вместе с городом, поэтому наши основные информационные элементы не могут оставаться неизменными. Перед нами стояла задача сделать навигацию простой и логичной, сохранив её информативность и предусмотрев возможность добавлять новые станции, не меняя сам формат указателей. Концепция навигации меняется раз в несколько десятилетий. Каждому такому обновлению предшествовал масштабный ввод новых станций. В предыдущие разы навигацию концептуально обновляли в 1950-е, затем в 1980-е, а после – в начале 2000-х годов. Сегодня в метро 259 станций. С момента последней замены навигации в метрополитене количество станций выросло почти на треть… Следовательно, возросло количество пересадок и линий… Ранее мы увеличивали количество станций на указателях, что привело к уменьшению шрифта. На некоторых линиях такой подход больше не работает – мелкий шрифт не удобен. Информация на указателях хуже воспринимается, потому что её становится слишком много. Увеличить сами указатели (лайтбоксы) тоже нельзя. У них есть предельно допустимые размеры и масса. Для размещения лайтбоксов большего размера необходимо укреплять своды над платформами. Это длительный и сложный процесс, особенно на станциях, признанных объектами культурного наследия. Проведение таких работ потребовало бы закрытия отдельных станций на длительные сроки. Поэтому в Московском метрополитене появилось такое понятие, как навигация. Её базовый принцип — дать пассажиру в конкретной точке ту информацию, которая необходима ему для принятия решения» (выделено нами - ред.).
Итак, вчитаемся еще раз в базовый принцип навигации: дать пассажиру информацию, которая необходима для принятия решения. Дать! А не сократить!
И что, дали?
Скорее наоборот: пассажирам до минимума сократили информацию, требуемую для принятия каких-либо решений!
Если у вас перед глазами вместо прежних 10-15 станций только одна, конечная, то понятно, что решение вы будете принимать много дольше, чем ранее. Либо это решение будет кардинальным: вы откроете схему метро в смартфоне, или вытащите её бумажную версию из кармана. Особо общительные начнут спрашивать других пассажиров, как проехать на нужную станцию. Однако не факт, что попадешь на знатока всех 259 станций.
И кто же автор этого недешёвого эксперимента? Пресс-служба метрополитена не сообщает. Молчит, аки партизан на допросе у фашистов.
Некоторое время назад в Живом Журнале дизайнера Артемия Лебедева появилось фото с одним из табло с новой навигацией. И лаконичная подпись: «Ну как вам?». Потом этот пост, правда, загадочным образом исчез. Но эксперты поняли его смысл однозначно: сам Лебедев и автор новаций в московском метро. Ведь до этого именно его студия проводила ребрендинг подземки.
Напомню, вместо буквы «М» в синем кружке символ превратился просто в красную букву «М». Вот мнение об этом дизайнера Артёма Лучко :
«Новый логотип московского метро , который стал частью мер по улучшению имиджа общественного транспорта, в общей сложности обошелся правительству Москвы в 232 миллиона рублей. Как выяснилось позже, сам лого стоил символический рубль". Но резонанс вокруг работы Лебедева уже было не остановить. После возмущений в Генеральную прокуратуру поступил запрос о проверке заказа, инициатором которого выступил представитель «Справедливой России» Михаил Сердюк, член думского комитета по бюджету. По его мнению, за эти деньги «можно создать целый институт и выдумать новый язык».
Впрочем, пресс-служба метрополитена настаивает на том, что новая навигация - результат коллективного корпоративного творчества:
«Совместно с нашими коллегами из МосТрансПроекта, инженерами, урбанистами и дизайнерами из различных компаний и общественных организаций мы разрабатываем визуальные решения, сверяясь с международной практикой. Только у некоторых элементов навигации есть авторы. Так, например, схему метрополитена создала студия Артемия Лебедева. Подрядчики привлекаются для непосредственного производства. Заказы на производство навигации Московский метрополитен размещает регулярно. Эта информация общедоступна и размещена сайте».
При этом нам не назвали ни подрядчиков, ни стоимость проекта, посоветовав самим поискать эту информацию на сайте госуслуг.
Пролистав около 100 страниц, мы не нашли подобного заказа. Зато нашли много интересного. Например, электронный аукцион ГУП «Московский метрополитен» на поставку «резинок банковских» на 1 миллион 267 тысяч 664 рубля. Видимо, чтобы бюджетные деньги не рассыпались. Мы нашли также электронный аукцион на покупку «офисной и складской мебели» на 46 миллионов 900 тысяч 333 рубля для ГУП «Московский метрополитен». Но самое парадоксальное – это электронный аукцион на поставку «интерьерных растений» на сумму 1 миллион 643 тысячи 100 рублей. Вы видели в метро декоративные цветы и офисную мебель? Я – нет. Что там навигация и пассажиры, главное – комфорт!
Наш источник, близкий к рынку дизайнерских услуг, рассказал следующее:
«Лебедев «подмял» под себя все проекты, связанные с метро. Начал с Питерского, теперь очередь дошла до Москвы. Почему такие мелкие слова на табло? Просто у Артемия дальнозоркость, и ему кажется, что все остальные тоже должны так видеть. Что касается стоимости этого проекта, то это многие миллионы рублей, очень большая сумма. Но Лебедев не так прост. Понимая, что результат устроит далеко не всех, он скорее всего «прикрылся» другими компаниями».
И действительно, в социальных сетях появилась информация о причастности к новой навигации британской студии City ID.
Вопросам «Новых Известий» руководству ГУП «Московский метрополитен», видимо, навели на мысли, что дело пахнет массовым недовольством. Пресс-служба спешно организовала пресс-тур и написали нам в утешение:
«Понимая критическую значимость общественного мнения, мы каждое графическое решение размещаем точечно, собираем обратную связь и уже после этого определяем финальный вариант. Кроме того, в метро проводят тематические социологические опросы. Мнения о новой навигации собирают инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров. Рассказать о том, какая навигация выглядит удобнее, можно также на стойке «Живое общение». Оставить отзыв можно и в электронном виде – в приложении «Метро Москвы» или по почте.
Дорогие читатели! Призываю вас, пишите! Не в соцсетях, не в СМИ, а по указанному выше адресу. Хотя, думаю, и из критики ГУП «Московский метрополитен» сделает бизнес. Начальники подземки посовещаются и переделают навигацию. За еще большие деньги.