Сегодня, 1 октября, в Стокгольме по традиции начнётся объявление новых лауреатов Нобелевских премий. Предсказаниями будущих лауреатов давно занимается компания Clarivate Analytics, чьи предсказания сбываются довольно часто: из более 300 человек в их списках 46 получили звонок из Стокгольма (в их числе – Кип Торн, Есинори Осуми, Ричард Талер, Оливер Харт, Питер Хиггс, Синъя Яманака). Правда, угадать год сложнее: только 27 ученых из этого числа стали лауреатами в течение именно ближайших двух лет. Поэтому, хотя мы не можем дать никаких гарантий, что в 2018 году приз получат именно они, все равно советуем запомнить эти имена, - сообщает Indicator.ru
Физиология и медицина
Японец Минору Канехиса – профессор Института химических исследований Токийского университета – мог бы получить Нобелевскую премию за вклад в биоинформатику. Стоявший у самых истоков этой науки, он разработал огромную базу данных KEGG (Киотская энциклопедия генов и геномов), которая содержит четыре вида информации химическую (о реакциях, происходящих в живых организмах), геномную, системную (данные о метаболических путях, модулях – рабочих группах – генов) и информация, связанная непосредственно со здоровьем человека.
Другой претендент – американец Соломон Снайдер из Университета Джонса Хопкинса, который обнаружил немало рецепторов различных психоактивных веществ (самые известные из них – опиоидные), что позволило создать ряд обезболивающих и других фармакологических препаратов.
Наполеоне Феррара из Италии открыл VEGF (vascular endothelial growth factor) – фактора роста эндотелия сосудов, то есть, их внутренней выстилки и изучил появление новых путей кровоснабжения не только в норме, но и при патологии, что позволило разработать лекарства, которые не дают раковой опухоли соорудить вокруг себя персональную капиллярную сеть, а также препараты, останавливающие потерю зрения из-за дистрофии желтого пятна на сетчатке.
Нобелевский лауреат в этой станет известен уже сегодня.
Физика
Давид Авшалом из Чикагского университета и Артур Госсард из Калифорнийского университета в Санта-Барбар смогли пронаблюдать спиновый эффект Холла в полупроводниках через 30 лет после того, как его предсказали русские физиками Дьяконов и Перель. Этот эффект объясняет, как электроны ведут себя под влиянием магнитных полей; ученые надеются использовать его в квантовых вычислениях.
Трое физиков могли бы разделить Нобелевскую премию за свои достижения в области углеродных материалов и создания суперконденсаторов: ученый украинского происхождения Юрий Гогоци из Университета Дрекселя; Родни Руофф, заслуженный профессор Национального института наук и технологий Ульсана в Южной Корее и Патрис Симон, профессор материаловедения Университета Поля Сабатье. В 2014 году он вместе с Юрием Гогоци стал соавтором нашумевшей статьи в Science «Где закончатся батарейки и начнутся суперконденсаторы?»
Среди претендентов по физике есть женщина, и если она получит премию, то станет третьей женщиной за всю историю вручения престижной наградой по физике после Марии Склодовской-Кюри и Марии Гепперт-Майер. Сандра Фабер - почётный профессор астрономии и астрофизики в Калифорнийском университете в Санта-Круз – изобрела новые методы определения возраста и размера далеких галактик.
Объявят лауреата по физике 2 октября.
Химия
Почетный Шелдоновский профессор Гарвардского университета Эрик Якобсен, по словам прогнозистов, мог бы получить Нобелевскую премию по химии за разработку новых органических катализаторов, ускоряющих химические реакции.
Кроме него Clarivate Analytics прочит престижную награду Джорджу Шелдрику, почетному профессору Геттингенского университета имени Георга-Августа. Шелдрик создал программу SHELX, которая позволяет обрабатывать и визуализировать кристаллографические данные.
Джоанн Стабб, почетный профессор Массачусетского технологического института, могла бы стать пятой женщиной-лауреатам по химии: ее главная заслуга – открытие рибонуклетидредуктаз, ферментов, которые могут превращать рибонуклеотиды («буквы» РНК) в дезоксирибонуклеотиды («буквы» ДНК), отщепляя у них кислороды (потому и «дезокси») из OH-группы по свободнорадикальному механизму. Этот процесс очень важен для синтеза и починки ДНК.
Лауреат станет известен 3 октября.
Экономика
Здесь премия может достаться сразу пяти ученым. Мануэль Ареллано, профессор Центра валютных и финансовых исследований в Мадриде, мог бы разделить награду со Стивеном Бондом, старшим научным сотрудником Оксфорда, за панельные исследования – статистический метод, где используются данные в двух измерениях, полученные от одной и той же группы людей. Они разработали метод Ареллано-Бонда, который позволяет оценивать динамику и регрессию в панельных исследованиях.
Среди кандидатов оказались и Уизли Коэн из Университета Дьюка и Дэниэл Левинталь из Университета Пенсильвании, предложившие термин «абсорбционная способность», определяющий, как быстро нации, фирмы и индустрия шагают по пути прогресса и инноваций.
Пятый претендент, американец Дэвид Крепс, известен своими работами по микроэкономике. Он развил динамические модели в теории выбора и представил свой вариант равновесия по Нэшу – «секвенцильное равновесие», где учитывается не только выгода каждого игрока, но и его вера (предположение) в то, какой выбор сделают остальные участники.
Имена лауреатов по экономике объявят 8 октября.
Литература
Эту премию в этом году, увы, вручать не будут из-за разразившегося скандала, связанного с сексуальными домогательствами. Однако шведы основали Новую Академию, собрав более 100 деятелей культуры и искусства, чтобы вместе вручить альтернативный вариант премии 10 декабря. А уже со следующего года писатели и поэты скорее всего начнут вновь получать свои «Нобелевки».
Полностью здесь