"В этой истории не будет танков, героических атак на доты, прорывов суперукрепленных немецких линий обороны, - пишет в своем Живом Журнале Валерий Грачиков. - Всего этого 101 узбеку совершить не удалось. Они просто остались людьми в нечеловеческих обстоятельствах.
Эта история случилась в 1941 году, когда советские войска несли огромные потери в котлах окружения. Большинство попадали в плен. Русские, украинцы, белорусы… Все, в том числе узбеки. Солдат отправляли в концлагеря, расположенные по всей Европе. Один из них – "Амерсфорт" располагался в Нидерландах, рядом с одноименным городом. Туда и привезли в вагонах для перевозки скота 101-го советского солдата.
Один из пленных голландцев, находившийся в этом лагере, в своем дневнике записал, что они были совершенно не похожи на русских: были невысокими, со смуглой кожей и другим разрезом глаз. В отличие от остальных пленных эту группу не поместили в барак а загнали в загон, огороженный колючей проволокой под открытым небом. Пленников явно к чему-то готовили. Их практически не кормили, заставляли выполнять самую тяжелую работу, а потом избивали. Охранники лагеря называли их "недочеловеками".
А потом в лагерь приехала съемочная группа. По периметру загона выстроились специально отобранные немецкие солдаты - все как на подбор, одеты с иголочки, высокие, светловолосые. Просто идеальный контраст со смуглыми, низкорослыми и затюканными пленниками. Подъехала машина, немцы открыли багажник. В нем находился свежий хлеб. И немецкий офицер ловко, красивым жестом бросил одну из булок "на камеру" в центр загона. Немцы планировали снять массовую драку пленных из-за хлеба, чтобы потом показать в пропагандистском фильме, как советские "недочеловеки" дерутся из-за еды, а арийцы наводят порядок. Но фильм снять не удалось.
После того, как булка приземлилась в грязи загона, к ней не бросилась толпа. В гробовой тишине к булке подошел один из пленных, взял ее в руки, приложил ко лбу и пошел к остальным. Узбеки сели в круг, сложив ноги крест-накрест, как у них принято. Булку передали самому старому из пленных, тот отломил небольшой кусочек и передал самому молодому, потом отломил еще кусочек… Последний взял себе. Узбеки не спеша съели тот хлеб, прочитали молитву и потом поднялись с земли.
Их отобрали специально, чтобы пленные были максимально не похожи на немцев. Пытались замучить до скотского состояния, чтобы они на камеры устроили побоище за еду. Но в итоге оказалось, что даже в самой безнадежной ситуации, они остались людьми.
Финал истории обыкновенен. Пленные были в очередной раз жестоко избиты. С ними расправились не сразу, оставили в лагере на несколько месяцев. До апреля 1942 года дожили 77 человек. А потом их расстреляли в лесу.
История напоминает шолоховскую "Судьбу человека", когда Андрей Соколов в концлагере, после своего знаменитого "Я после первой не закусываю", принес в барак булку хлеба и масло и вырубаясь, произнес не менее знаменитое: "На всех". Поисками всего, что связано с военнопленными этого лагеря занимаются голландские поисковики, которые и раскопали эту историю про 101 узбека, на самом деле содержавшихся в этом концлагере с сентября по апрель 1942 года".