Министр иностранных дел Германии Хайко Маас прокомментировал обвинения Дональда Трампа в адрес Берлина по поводу «Северного потока — 2», прозвучавшие в ходе его выступления на Генассамблее ООН. По мнению Мааса, аргументы и факты Трампа не соответствуют действительности, потому что никакой зависимости Германии от России нет, и уж подавно в энергетических вопросах.
«Безусловно, позиция Берлина по «Северному потоку-2» влияет на отношения США и Германии. Мы видим, что США крайне недовольны возрастающей кооперацией в энергетической сфере между Москвой и Берлином. Но на самом деле только 37% потребляемого в ФРГ газа приходит из России, что нельзя назвать тотальной зависимостью. Более того, «Северный поток-2» не предполагает увеличения объема поставок российского газа».
Речь идет лишь об использовании этой трубы в качестве более надежной альтернативы ГТС Украины, которая зарекомендовала себя как крайне ненадежный поставщик. Нужно также понимать, что мощность «Северного потока-2» позволит Берлину претендовать на статус газотранспортного хаба. То есть Германия становится не только главным импортером, но еще и главным центром распределения углеводородов в Европе, что, конечно, не нравится американцам, которые совсем недавно сами начали экспорт сланцевого природного газа, считает эксперт ФБА «Экономика сегодня» Никита Данюк.
Гипотетически США хотели бы нарастить поставки, но на практике им мешает не только экономическая нерентабельность и транспортные задержки, но и отсутствия более-менее нормальной инфраструктуры по отгрузке и приему, говорит эксперт.
С тем фактом, что вопрос по «Северному потоку-2» для Германии имеет геополитический подтекст, соглашается и член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.
Геополитические и геоэкономические интересы США здесь абсолютно не совпадают с интересами Германии и России. Именно поэтому Вашингтон рассматривает возможность использования санкционных механизмов, в том числе против европейских компаний. Но если Трамп пойдет на такой шаг, то можно будет говорить о настоящем кризисе в отношениях между Штатами и Европой в целом.
В этой связи Хайко Маас вообще довольно резко высказывается не только в адрес Трампа, но и в адрес будущих отношений с США.
«Мы видим, что Германия абсолютно обоснованно видит себя лидером Евросоюза. Да и Брюссель все настойчивее говорит о желании получить больше субъектности в вопросах внешней политики, экономических проектов и безопасности. В этом контексте естественно, что США резко негативно воспринимают любое усиление позиций Германии, будь то энергетическая, торгово-экономическая или военно-политическая сфера. Берлин становится менее послушным, чем был раньше».