Детские каши и печенье
Каши из детских коробок ничем полезным не отличаются от каш из «взрослых». В прямом смысле. И они даже опаснее для ребенка, потому что почти всегда содержат сахар либо мальтодекстрин. Ведь именно благодаря сладкому вкусу дети с удовольствием едят эти каши. В топовых марках производителей детского питания при изготовлении каш также используют сухое молоко и, очень часто, пальмовое масло. В самом по себе пальмовом масле, если оно хорошо очищено и произведено с соблюдением технологий, вреда мало, однако полугодовалым детям употреблять лишний растительный жир необязательно. Из-за добавок детские каши минимум на четверть, а то и на треть более калорийны, чем взрослые. И они моментально усваиваются. Это сверхбыстрые углеводы. Родители покупают детские каши, потому что ребенок с радостью их ест из-за сахара и потому что их быстро готовить, ведь каши обработаны паром и измельчены. Фактически, они еще до расфасовки были не просто приготовлены, а переприготовлены. Из-за чего содержат мало питательных веществ, поэтому их дополнительно витаминизируют и минерализуют. Итак, детские каши из коробок — это такие же зерновые хлопья, что и в обычных упаковках, только они хорошо пропарены, измельчены, в них добавлено сухое молоко, сахар и витамины. Кстати, порой витаминные добавки в кашах очень значительны. Если ребенок есть витаминизированную кашу, пьет витаминизированную смесь, он рискует получить гипервитаминоз. Проверьте упаковки детских каш и печенья у себя дома — вы увидите, что все эти продукты содержат как минимум витамины группы B.
Детские каши стоят в среднем 100 рублей за 150 гр. В пять-шесть раз дороже, чем обычные. Также обстоят дела с печеньем: оно минимум на четверть калорийнее, чем взрослое, и в несколько раз дороже. В детском печенье также встречается растительный жир, трансжиры. В него также добавлены витамины. Есть много примеров печенья для грудничков, где маргарин стоит в списке ингредиентов на втором месте, сразу после муки. И есть множество примеров, когда дешевое «взрослое» печенье по составу может быть даже лучше, чем дорогое детское, без мальтодекстрина и сухого молока.
Это вообще своего рода нонсенс. То, чего не должно быть. По российским законам питьевая вода для детей должна быть высшей категории качества. Однако, во-первых, это не соблюдается. Во-вторых, не очень понятно, почему взрослым можно пить менее качественную воду. Но речь не об этом, а о том, что очень многие производители не просто не держат высокое качество, но и разливают воду из тех же источников, что и для взрослых. В итоге детская вода ничем не отличается от обычной, но стоит в полтора-два раза дороже. То же происходит с детским питанием. Оно должно проходить особенно строгий контроль на предмет содержания пестицидов, консервантов, красителей, сахара, но на практике это не всегда соблюдается. В итоге родители переплачивают не за качество, а за надежду.
Если проверить состав самых популярных зубных паст для детей, в них можно найти лауретсульфат натрия, парабены, канцерогенный консервант бензоат натрия. У многих марок состав детских паст почти идентичен составу взрослых. Паст с абсолютно безопасным составом на нашем рынке очень мало и они очень дороги. Если вы готовы переплачивать за безопасность пасты, вас следует разочаровать: большинство детских зубных паст, продающихся в нашей стране, не безопасны.
Здесь — точно такой же обман. Большинство популярных марок детского шампуня содержат вредные «взрослые» ингредиенты. Такие, как лауретсульфат натрия (sodium laureth sulfate), возможные канцерогены динатрий ЭДТА, кокамид ДЭА, Methylchloroisothiazolinone, Methylisothiazolinone. Помимо потенциального долгосрочного вреда эти вещества обладают сильным раздражающим местным действием. Кроме того, так как в детских шампунях используется мало добавок, например, силикон, то удельный вес вредных ингредиентов в них больше. И в них добавляют больше пенообразователей, так как и дети, и родители любят, чтобы детский шампунь давал много пены. Вот так просто. И себестоимость детского шампуня ниже, чем взрослого. Однако продают его гораздо дороже. Натуральные и совершенно безопасные шампуни встречаются редко, стоят очень дорого, в среднем — от 500 рублей. В качестве альтернативы можно использовать взрослые шампуни из органической косметики, которые не содержат SLS, парабенов, раздражающих и потенциально опасных синтетических добавок. Но эти шампуни тоже стоят дороже, чем популярные бутылочки с веселыми картинками. Кстати, точно так же обстоят дела с детскими гелями для мытья. Большая часть предложений масс-маркета — это средства с использованием дешевых SLS и отдушек.
Альтернатива для малышей — мыло. Мыть ребенка с мылом, а не шампунем, советуют многие педиатры. Однако найти в продаже натуральное детское мыло, а именно таким и только таким оно должно быть, трудно. Например, детское мыло самой популярной в России марки содержит зачем-то лауретсульфат натрия, ПАВ кокамидопропилбетаин и потенциальный канцероген, имеющий доказанное влияние на нервную систему ребенка бутилгидрокситолуол. Детское мыло с минимальным и натуральным составом можно найти у некоторых производителей, однако все они — малоизвестны. А вот общеузнаваемые бренды, как правило, выпускают детское мыло с огромным числом добавок.
Сама по себе идея создать менее токсичный порошок с меньшим содержанием фосфатов и ПАВ прекрасна. Но она не имеет ничего общего с действительностью, потому что на самом деле детские порошки от взрослых мало чем отличаются. По крайней мере, в популярных линейках масс-маркета. Различные общественные и правительственные организации постоянно проверяют детские стиральные порошки и приходят к выводу, что они, как правило, даже более токсичны, чем взрослые. Потому что если делать порошок с меньшей концентрацией отбеливателей, фосфатов, анионных ПАВ, он будет плохо стирать и люди не станут его покупать. Если производить порошок с действительно безопасными и действующими ингредиентами, он будет стоить дорого и его опять-таки не будут покупать. Себестоимость обычного детского порошка невысока и у некоторых марок даже ниже, чем у «взрослых» линеек. А стоят детские порошки минимум на треть, а то и на 80% дороже. Выгода очевидна.
Здесь, конечно, все непросто. Дети — это не маленькие взрослые, у детей свои особенности и уязвимости в организме, поэтому многие взрослые лекарства им совершенно точно не подходят. Однако какие именно не подходят, никто достоверно не знает — исследований лекарств на детях проводят мало. Сегодня в мире к лечению детей допущено чуть больше 800 наименований действующих веществ — это мизерный процент от всего рынка взрослых лекарств. В эту неполную тысячу входят как лекарства, действительно отличающиеся от взрослых или специально разработанные для детей, так и абсолютные эквивалентные обычными. И здесь таится секрет. Потому что, например, детский ибупрофен или парацетамол отличается от взрослого только вкусом и концентрацией. Например, взрослая таблетка «Нурофена» весит 0,5 г и содержит 200 мг ибупрофена. Для сравнения, в детском сиропе «Нурофен» аналогичные 200 мг, необходимые для разового приема первоклассником, содержатся в 10 мл препарата. Фактически это почти полные 10 мл добавочных веществ. Конкретно в «Нурофене» это: лимонная кислота, ксантановая камедь, сахаринат натрия, сироп мальтитола, глицерол, цитрат натрия, бромид домифена, хлорид натрия, ароматизатор апельсиновый (2М16014) или клубничный (500244E), очищенная вода. Все это ребенок тоже съест вместе с дозой действующего вещества и будет вынужден выводить почками и печенью. Блистер «Нурофена» стоит 25 рублей, бутылка сиропа — 250 рублей. С учетом концентрации — разница в цене огромная. И ею родители оплачивают дополнительные вещества, которые ребенок проглотит с сиропом и которые вряд ли пойдут ему на пользу.
Здесь ситуация безальтернативная. Ребенку нельзя купить взрослое пальто или рукавицы. А детская одежда и обувь дороги. По цене они равнозначны взрослым товарам, а то и дороже. При этом, само собой, материала на их пошив идет меньше, сам материал используют примитивный. Купить ребенку вещи из качественной шерсти, льна или кожи очень сложно и дорого. В основном на детей шьют, будто на маленьких клоунов: плохие ткани с яркими несложными принтами, простой крой, грубая строчка. Вещи для ребенка лет до 10 вообще не должны быть долговечными, их шьют кое-как и из тканей, которые быстро изнашиваются и покрываются катышками. Считается, что ребенок должен вырасти быстрее, чем износит одежду и обувь. Производство детской одежды — сверхприбыльный беспощадный бизнес, с которым родители, увы, ничего не могут поделать.
Оригинал здесь