Posted 24 сентября 2018, 14:29
Published 24 сентября 2018, 14:29
Modified 7 марта, 16:26
Updated 7 марта, 16:26
Москва, 2018 год. В московскую железнодорожную платформу «Тушино» въелся многоуровневый торговый центр. В полной мере оценить всю «гениальность» строительно-инженерной мысли можно, выехав на место. Стройплощадка паркинга распростерлась, согласно данным на информщите, на 5,7 тысячах квадратных метров. Что-то внешне похожее можно увидеть разве что в Японии, где из-за густонаселенности и жесткой ограниченности земельных ресурсов на счету каждый квадратный метр, но в России эту «новацию» еще долго никто не переплюнет.
В середине новостроя, в районе начальных этажей – огромная сквозная дыра. По этому тоннелю от магистральной железнодорожной сети ответвляется путь к авистроительному заводу им. В.В. Чернышева. Не долго думая, строители нехитро надстроили свои этажи над действующей одноколейкой, ведущей к оборонному объекту «Ростеха».
«Раз или два в неделю по этой ветке тепловоз в сторону завода тянет по три-четыре цистерны с горюче-смазочными материалами, с растворителями, с ацетоном (это бывает написано на самих цистернах), используемых в производстве на заводе. Вот так расходные материалы, ранее ввозившиеся по особо охраняемой промзоне стали предметом всеобщего обозрения», - рассказывает член инициативной группы по борьбе с паркингом Сергей.
Пожар в «Зимней вишне» возник, по основной версии, из-за короткого замыкания в силовом кабеле. И что мы видим на этот раз? Высоковольтная линия электропередач, питающая железнодорожные пути, проходит от несущей стены массивного новостроя на расстоянии вытянутой руки. Да и сам первый железнодорожный путь к зданию стоит довольно близко.
Пешеходный мост над железнодорожными путями тоже заточен в тело комплекса. Ныряя под лишенные всяческого обзора своды парковки, выносишься на мост над открытыми путями аккурат с ее третьего этажа. При этом, пока взбираешься на мост, наблюдаешь сбоку приваренный к перилам высоковольтный, железнодорожный фонарный столб, а над головой – привинченные к деревянной обшивке пластиковые «кишки» коммунальных коммуникаций. Своды навеса уже расписаны каким-то субкультурным граффити. Нанесены надписи явно выше любого человеческого роста, поэтому понятно, что для распыления баллончиков компания художников то ли раскладывала на мосту лестницу, то ли свисала со стен или с потолка на страховке.
Всё это, напомним, стратегическая инфраструктура российских железных дорог. Предполагается, что львиную часть строящегося здания займет многоуровневый паркинг на 600 машиномест. Если здание введут в эксплуатацию, над путями, ведущими на оборонный завод, над ж/д мостом будут нависать наслоенные этажи с автомобилями. Въехать в парковочную улитку сможет каждый желающий. Максимум кто будет разруливать экстренные ситуации на этой "частной" огороженной территории – единицы чоповцев и вахтеров.
Что думают по этому поводу государственные контролирующие и надзорные органы, а также само РЖД? Это удивительно, но абсолютно все инстанции сегодня уже фактически расписались в собственной беспомощности. Странные, опасные нагромождения у Тушинской платформы предпочитают просто не замечать.
Тревогу бьет только одна-единственная инициативная группа москвичей, лидером которой стала профессиональный строитель, мастер участков Елена Литвинова.
13 сентября в Дорогомиловском суде Москвы было первое заседание по ее иску к Комитету государственного строительного надзора Москвы.
Литвинова требует в суде признать недействительным выданное 8 июля 2013 года ответчиком разрешение застройщику ЗАО «Тушинский комплекс» на возведение объекта «Многоэтажный паркинг (2-я очередь строительства многофункционального торгового комплекса)» по адресу: Москва, ул. Тушинская, вл. 13-15.
Первое заседание было отложено в связи с тем, что ответчик и третьи лица пока не выработали свою позицию по данному делу.
Корреспондент «НИ» в суде спросила представителя ответчика - Комитета государственного строительного надзора Москвы, какую позицию они будут занимать по делу.
- У нас нет позиции. Мы иск только сегодня получили. Могу только сказать, что мы будем готовить отзыв, - сказала юрист госструктуры.
Аналогично ответила и представитель РЖД, которые выступают в суде третьем лицом.
- Сейчас мне сложно представить позицию, у нас ее пока нет, - сказала юрист РЖД. Корреспондент попыталась апеллировать к здравому смыслу:
- А что тут анализировать? Железнодорожный тоннель и мост случайно затерялись в здании торгового центра, надо, наверное, сносить?
- Вы знаете, с обывательской точки зрения я комментировать иск не готова, - поспешила формализовать разговор представитель РЖД.
- Нарушения строительных норм и правил – вопиющие, - говорит Елена Литвинова. – Последние месяцы мне приходится постоянно проходить сквозь строительную площадку по пешеходному переходу от железнодорожной станции Тушино на улицу Тушинскую. Ежедневно этот маршрут так же, как и я, проделывают тысячи пассажиров железнодорожного транспорта, сотрудников транспорта и персонала платформы. Маршрут сложный, приходится переживать за свою жизнь и безопасность и за своих спутников. Это ежедневные испытания, это какая-то «дорога жизни».
Лестница ж/д перехода захламлена строительным мусором, проход к ней не убирается, после снегопада приходится идти по узкой тропинке, протоптанной пешеходами. Строительные леса – прямо над головой пешеходов. Ограждения стройплощадки вызывают большие опасения.
- Я больше 15 лет проработала на стройке и впервые вижу, чтобы строительство велось в такой близости от высоковольтных линий передач железной дороги, где рабочий со строительных лесов может достать провода руками, - говорит Литвинова. – Не понимаю, почему органы, которые должны осуществлять надзор за объектами строительства, так долго не могут привести в порядок эту стройку?! Объект находится в оживленном месте и фактически на железнодорожной станции. Не заметить нарушения невозможно, да и как вообще разрешили строить в этом месте! Проверяющие органы просто закрывают глаза на страшные нарушения, а они могут привести к трагедии.
- Отстраненную позицию решило занять и ОАО «Российские железные дороги». То они присылают ответы, что совсем не в курсе ведущейся стройки – о том, что коммерсанты со всех сторон обстраивают, надстраивают и облепляют их объекты, они якобы не знают! В другой раз отвечают, что не могут отправиться проверить, проинвентаризировать свои объекты, потому что они якобы огорожены, находятся на частной территории и они не могут или не имеют право попасть за забор. Ну это же, как минимум, неадекватные ответы со стороны госмонополиста – владельца железнодорожной транспортной сети России. А вообще – просто позор, - заключает член инициативной группы Вадим.
В сложившейся ситуации члены инициативной группы, среди которых много профессиональных юристов, усматривают признаки коррупции.
- По нашему мнению, нарушения не могут не говорить коррупционной составляющей. Застройщик захватывает огромный земельный участок, ничего за него не платит. Начинает стройку и почти заканчивает ее без единого согласования с РЖД! Возводит объект в охранной зоне линий электроснабжения. Строит объект якобы по инвестиционному соглашению с 2004 года – уже более 14 лет и бессчетное количество раз московские чиновники продлевают все необходимые разрешения. Иной застройщик, который не срощен с чиновниками, хоть на день просрочит разрешение на строительство, город тут же снаряжает экскаваторы, подчистую всё сносят, передают участок другим, чтобы снова зарабатывать. А этого владельца долгостроящегося паркинга всё терпят и терпят, и совсем не замечают просрочек и массовых нарушений. Даже сроки окончания строительства на информдоске переклеивали уже столько много раз! И никто никаким образом не может такого застройщика остановить и даже не пытается? И никто никаких нарушений не видит? Выписывают пару копеечных штрафов и всё, которые застройщику вообще никуда не упираются. Будь то обычный бизнесмен, его бы уже давно с муниципальной земли согнали. О чем это всё говорит?
Прежде чем пойти в суд, Елена Литвинова и инициативная группа действительно обошли абсолютно все госкомитеты и надзорные органы, которые хоть сколько-то уполномочены пресекать нарушения при строительстве и в целом останавливать сомнительные стройки. Но все (!), абсолютно все инстанции присылали невразумительные, нелепые ответы.
Вот некоторые из них, судите сами:
1. Госинспекция по недвижимости Москвы:
Участок муниципальной земли отдан юрлицу по договору аренды до 2007 года. Договор истек, но все же действует, потому как у застройщика помимо истекшей аренды есть еще обязательства по строительству многоэтажного паркинга, а вот уже эти обязательства действуют до 31 декабря 2018 года. Чиновники ко всему признают: застройщик самовольно захватил 882 кв метра муниципальной земли и пользуется ею бесплатно, по своему усмотрению, безо всяких разрешительных документов. Но в этом, по-видимому, ничего страшного: ведь на захваченном участке застройщик всего лишь расположил безобидные склады. По факту самозахвата юрдицо привлечено к административной ответственности. Подпись: заместитель начальника Горбунов. Ничего не сказано о том, перестало ли юрлицо захватывать, бесплатно пользоваться и по собственному усмотрению распоряжаться муниципальной землей…
2. Департамент городского имущества Москвы:
Уведомляет, что не предоставит никакой информации, ни о выделении участка под строительство, ни о договоре аренды на эту землю, так как обратившиеся в их понимании обращаться не уполномочены. Отвечать они будут только правообладателям земли и органам госвласти. Подпись: первый замначальника Прохоров.
3. Мосгосстройнадзор:
Строительство многоэтажного паркинга осуществляется на основании градостроительного плана, по проектной документации, утвержденной госэкспертизой в соответствии с разрешением на строительство. Всё перечисленное делается в установленном, законном порядке. Вместе с тем чиновники сообщают, что подрядчиками допущены нарушения по содержанию стройплощадки и производству работ. Подрядчику и ответственным должностным лицам выданы предписания об устранении нарушений. Подпись: первый зампредседателя Беляков. Ничего не сказано о том, устранены ли нарушения. Очевидно, нет, потому что люди подают новое обращение, и …
4. Мосгосстройнадзор-2:
Строительство многоэтажного паркинга осуществляется на основании градостроительного плана, по проектной документации, утвержденной госэкспертизой в соответствии с разрешением на строительство. Всё перечисленное делается в установленном, законном порядке. Чиновники сообщают о нарушениях повторно: подрядчиками допущены нарушения по содержанию стройплощадки и производству работ. Подрядчику и ответственным должностным лицам снова выданы предписания об устранении нарушений. Предписанные мероприятия исполнены не в полном объеме, в связи с чем возбуждено административное производство. Подпись: зампредседателя Соловов. Ничего не сказано о том, устранены ли нарушения…
5. Московская межрегиональная транспортная прокуратура:
Сообщает, что в соответствии с инструкцией, утвержденной Генпрокурором России, направляет для рассмотрения обращения в Московско-Ярославскую транспортную прокуратуру. Подпись: старший помощник по рассмотрению писем, приему граждан и гражданской обороне Дятлов.
6. Филиал ОАО «РЖД» - Московская железная дорога Административно-хозяйственный центр Московский инженерный центр
Сообщает, что строительство паркинга над пешеходным мостом на ж/д станции Тушино с Московской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД» не согласовывалось.
Подпись: начальник центра Тарабанько. Ничего не говорится о том, какие меры примет РЖД для остановки самовольной постройки на объекте РЖД.
7. Мосжелдорпроект:
В ответ на жалобу об опасной близости паркинга к высоковольтной линии и пренебрежении охранной зоной, сообщает, что готов подготовить информацию о перспективном развитии железнодарожной инфраструктуры в районе станции Тушино, но только за деньги. Подпись: замдиректора по производству Коротков.
Из многих госорганизаций ответов инициативная группа так и не дождалась, несмотря на официальную регистрацию запросов. Среди «молчунов»: Покровско-Стрешневская дистанция электроснабжения ЭЧ-7 ОАО «РЖД», Комитет Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, Межрегиональное технологическое управление Ростехнадзора и др.
Не нужно быть специалистом, чтобы понимать: для любого коммерсанта выбор такого участка сопряжен с невероятными рисками. В случае аварий или чрезвычайных происшествий, задевающих федеральные стратегические объекты, можно вообще надолго сесть за решетку. В конце концов, строить огромное многоэтажное здание, вписывая в него железнодорожные развязки, линии электропередач и навесные железнодорожные мосты - просто в высшей степени неудобно.
Что же заставило бенефициара строительства вцепиться именно в этот земельный участок?
Согласно сведениям на информационном щите, присутствующем на стройплощадке, заказчиком шестиэтажного паркинга общей площадью в 32,7 тысячи квадратных метров выступает ЗАО «Мосрыбхоз» (оно же АО «Мосрыбхоз»).
Застройщик (по информации из иска) – ЗАО «Тушинский комплекс». Разрешение на строительство № RU77179000-008220 выдано ЗАО «Тушинский комплекс» 8 июля 2013г. Комитетом государственного строительного надзора Москвы (Мосгосстройнадзором). Организация «Тушинский комплекс» зарегистрирована в 2006 году и в основном виде ее деятельности записано: «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе».
Единственным учредителем и владельцем 100%-ой доли уставной доли капитала общества, по данным Федеральной налоговой службы, выступает Милов Николай Иванович. Человек с таким же именем когда-то был, по данным СМИ, основным владельцем и самого «Мосрыбхоза» (т.е. предполагаемого заказчика строительства)...
Собственно, то обстоятельство, что бывший владелец «Мосрыбхоза» заполучил огромную территорию городского Тушинского рынка под личный бизнес (и не только одного этого рынка, кстати) – секрет Полишинеля.
В том же 2006 году Николай Милов без всяких задних мыслей и совершенно открыто делится с журналистами своими планами на будущее и рассказывает, почему с рыбой не сложилось. Автопаркинг на Тушинской – это только начало…
В Сети доступен материал «Forbs» двенадцатилетней давности, сделанный на основе интервью с Миловым. Один только заголовок с ноги расставляет всё по местам: «Крупная рыба. Владельцем больших объектов коммерческой недвижимости в Москве может стать кто угодно, хоть торговец живой рыбой. Были бы связи».
В первом же абзаце, собственно, раскрывается, о каких таких связях речь: «На столе главы и основного владельца компании «Мосрыбхоз» Николая Милова установлен аппарат видеосвязи. Аналогичный прибор украшает кабинет главы Департамента потребительского рынка правительства Москвы Владимира Малышкова. Рыбак рыбака видит издалека: Милов ведь занимается реорганизацией московских рынков, а это одна из любимых программ Малышкова. Мужчинам есть о чем поговорить с глазу на глаз».
Далее говорится о том, что начинал Милов четверть века назад с руководства Егорьевским рыбокомбинатом в Подмосковье, выращивал карпов и лещей. И вот дорос до совладельца крупных торговых и офисных комплексов. «При этом своей прежней профессии рыбовода Милов не изменил — просто так получилось», - между делом уточняется в статье.
В 1984 году Милов возглавил Московское производственное объединение рыбной промышленности — головную организацию для рыбохозяйств Московского региона, а к 1992 году была зарегистрирована компания «Мосрыбхоз», которая поставляла в столицу рыбу из подмосковных прудов (90% «Мосрыбхоза» владела ООО «Мосрыба», крупнейшим совладельцем которым был как раз Николай Милов).
«С первых дней жизни новая компания продемонстрировала основное конкурентное преимущество — умение находить общий язык с представителями власти», - подчеркивается в статье.
Дальнейшую историю успеха Николая Милова журнал описывает так:
«Своего рыболовного флота у «Мосрыбхоза» нет и не было, зато появилась (и до 1999 года сохранялась) возможность каждый год за несколько миллионов долларов перепродавать квоты настоящим рыбакам. Выручка от этих операций, согласно постановлению правительства, должна была идти «на финансирование объектов рыбного хозяйства г. Москвы и Московской области». Но миллионы долларов не спасали подмосковных рыбоводов от основной, по мнению Милова, проблемы — слабой системы сбыта продукции. В обычных магазинах оборудования для хранения свежей рыбы не было. Как доставить москвичу живого леща? Своей озабоченностью Николай Милов поделился с мэрией столицы. Результат: в августе 1994 года Юрий Лужков подписал постановление «Об обеспечении Москвы рыбой и рыбопродукцией компанией «Мосрыбхоз». Город не только предоставил компании право не платить налоги от реализации рыбных квот. В распоряжение «Мосрыбхоза» для организации собственной торговли были переданы Палашевский, Пятницкий, Тушинский и Измайловский рынки, участки на Страстном бульваре, Поварской улице, в Алтуфьево и на Пятницком шоссе в Митино».
С этого момента рыбовод, похоже, и становится мега-успешным девелопером и лэндлордом.
На месте рынков в Митино, Измайлово, Алтуфьево после «реконструкции» выросли обычные многоэтажные торговые центры. Пятницкий рынок превратился в особняк (4000 кв м).
Про Палашевский рынок недалеко от Пушкинской площади сам Милов в 2006 году говорил так:
«Долго мы пытались, мыкались — не пошла торговля. Не нужен рынок в центре». На его месте в итоге построили элитный жилой комплекс.
«Как видим, в случае Николая Милова образование (строитель) победило призвание (рыбовод), - печально подытоживает Forbes. - Но есть у главы «Мосрыбхоза» и хобби. - Еще в 1997 году он создал Общероссийскую общественную организацию «Клуб рыбаков и охотников» (КРиО), сейчас у этого клуба 100 000 га охотничьих угодий в Клинском районе Подмосковья, неподалеку от заповедника Завидово. Здесь любит побродить с ружьишком Валерий Шанцев; говорят, видели здесь и Юрия Лужкова со старшим сыном Михаилом, и Михаила Фрадкова, правда, до назначения его премьер-министром. Имеет ли это какое-то значение для бизнеса Николая Милова? Во всяком случае, дела «Мосрыбхоза» идут блестяще». Но что же рыбный бизнес? – теряется в явном противоречии корреспондент журнала.
И в качестве ответа на свой же вопрос цитирует самого Николая Милова: «Объем производства в подмосковных рыбохозяйствах, опекаемых «Мосрыбхозом», за 17 лет упал с 7500 т рыбы в 1988 году до 3000 т. Треть хозяйств убыточны. Почему? Потому что курица вырастает за два месяца, поросенок за восемь, а рыба за три года», — говорит Милов. Действительно, инвестиции в недвижимость и инвестиции в лещей – вещи довольно разные…
Это всё, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос: почему в Москве рыбно-автопаркинговый комплекс построили вокруг железной дороги. И почему, увы, «Зимние вишни» будут повторяться.