Условия жизни в рабочих казармах XIX - начала ХХ веков были по нынешним меркам, конечно, "собачьими". Только более-менее вставшие на ноги в городе и получающие уже не самую маленькую зарплату, хотя бы относительно квалифицированные пролетарии могли себе позволить такую роскошь, как собственная комната на всю семью. Семьи неквалифицированных рабочих ютились по "углам" - когда четыре угла одной и той же комнаты разделяли занавесками. Кухня была общей, "удобства" обычно во дворе.
В XXI веке, конечно, новые "казармы" обустроены в соответствии с требованиями времени, но в соответствии с ними за аренду жилплощади надо и больше платить. А в роли "пролетариата", который всё больше перестаёт быть массовым классом, заменяясь роботами и другими механизмами, теперь выступают наемные фрилансеры - компьютерщики, дизайнеры и т.п. Им предлагается жить рядом с офисами нанимающих их фирм.
"Ещё Нового Дивного Мира, - пишет в своём фейсбуке Павел Пряников. - Коворкинги это уже вчерашний день, главный тренд сейчас - коливинги (язык сломаешь в этих англицизмах). Суть их в том, что ты живёшь там же, где работаешь. Т.е. это гибрид жилья и "офиса общего пользования". Почитал статистику по коливингам. Средняя площадь комнаты - 20 кв. м. Более 40% коливингов не предусматривают возможности для проживания парой, в 90% объектах запрещено проживание с домашними питомцами. Все коливинги имеют в своем составе просторную кухню-гостиную, а также прачечную зону или стиральные машины, а главное - зону коворкинга. 40% объектов включает игровую зону, а также тренажёрный зал, бар или кафе, мини- кинотеатр (зону с проектором), библиотеку. Почти все коливинги (97%) организуют уборку на территории объекта. Все коливинги обеспечивают своих постояльцев предметами ежедневного пользования. Обычно это постельное белье, туалетные принадлежности, моющие средства.
Наиболее дорогие коливинги находятся в США и Японии. Средняя ставка проживания находится на уровне 1350-1600 долларов. В Европе - 1050 долларов.
Скорее всего, такие коливинги в будущем станут основным местом обитания прекариата в глобализированных городах (в т.ч. и в Москве). У прекариата не будет никакой собственности, кроме своих гаджетов и биопротезов. Всё остальное у него будет "в аренду" - его жильё, велосипед, машина в кашеринге (или вовсе только беспилотное такси). Половой партнёр тоже будет в "аренду" - ну какая семья у такого кочевника? Вместо пенсии его поместят в дом престарелых, в котором самые активные ещё и будут отрабатывать своё пребывание там какими-нибудь сетевыми продажами, комментариями в соцсетях или краудфандингом".
Сторонники коливингов, впрочем, говорят что людям определённого склада очень хорошо жить при работе:
"Коливинг – это формат для молодых, креативных и общительных, - пишет Ольга Мульченко в freelance.today. - Это идеальное место для:
Если вы не любите общаться и робеете во время знакомства с новыми людьми, то в "коммуналке для стартапов" вам будет некомфортно. Это человеческий муравейник, тут нет места социопатам. Точно так же не найдется тут места для семейных пар с детьми...
Как правило, в современных коливингах у каждого участника своя комната (спальня), а вот кухня, столовая, рабочее пространство – одно на всех... В коливинге можно жить, как в гостинице, приехав в город впервые, и тут можно завести много полезных знакомств".
Подобные коливинги уже создаются в Москве и Санкт-Петербурге и их пригородах. Так, одно из крупных московских дизанерских бюро работает над целым поселком в Подмосковье. Выслать творческих людей на свежий воздух, "в поля" решили потому, что "жилье в столице стоит дорого, да и экологическая ситуация оставляет желать лучшего".
"Не только к низшим сословиям сие можно отнести, - проводит исторические параллели Дмитрий Рывкин. - Где-то до 17-го века придворные, к примеру, французского короля, находясь при государе, жили в королевском замке примерно как сейчас гастрабайтеры по 10-20 человек в комнате. Личные покои имелись только у короля с королевой, ну и, может, у каких-то особо избранных сановников".
"Дома принудительного творчества", - комментирует Григорий Колосов.
"Думаю это просто ступень. Этап в жизни. Отдельные фрики зависнут. Большинство в итоге - все равно постоянный партнер и отдельное жилье. И какая то собственность, - комментирует Константин Наумов. - Стремление с возрастом к разобщественниванию и кучкованию как бы в своем отдельном - оно заложено биологически. Жена-доктор не даст соврать".
"В привлекательных городах собственность будет дорожать и дальше. Прекариату будет не под силу купить там жильё. Тем более по всему миру идёт истончение среднего класса, сброс социальных обязательств государств", - возражает Павел Пряников.
"У вьетнамцев, шьющих поддельные пуховики такие коливинги сто лет уже. И дешевле", - отмечает Денис Шильников.
"Вы за лесом деревьев не видите. Посмотрите как живут и работают у нас среднеазиаты. Именно так!", - пишет Кеша Барковский.
"Фигня это все - для фриков малолетних, - считает Роман Викулов. - Все больше народу работает по удаленке. Ни офисы, ни очные собрания, ни тем более совместное проживание не актуальны. Та же Силиконовая долина хиреет - в деревне человеку за 30 жить приятнее и выгоднее".