Ученые обнаружили на Ямале первый в мире криовулкан

13 сентября 2018, 07:58
Сотрудники геологического факультета МГУ обнаружили на территории полуострова Ямал первый на нашей планете криовулкан.

Он представляет из себя воронку диаметром около 20 метров. Учёные обнаружили её ещё летом 2014 года в 30 км от Бованенковского газового месторождения в западной части полуострова. Как именно она появилась, осталось непонятным. По одной из версии, воронка могла образоваться в результате карстового провала или подземного взрыва метана. Среди других предположений - ударный кратер, образовавшийся при падении метеорита. Чтобы выяснить природу явления, исследователи изучили признаки промерзания грунтовых вод, а также структурные особенности подземного льда. А просмотр спутниковых снимков показал, что до появления воронки на этом месте возник бугор высотой около восьми метров.

Кроме того, до появления бугра в этом районе было озеро, которое затем начало пересыхать, что привело к промерзанию ранее свободного от вечной мерзлоты дна водоема. Процесс, идущий сверху вниз, привёл к тому, что непромерзлая земля, грунтовые воды и скопившийся углекислый газ оказались под "крышкой" заледеневшего грунта. В итоге постепенно нарастающее гидростатическое давление в какой-то момент привело к взрыву и извержению воды, сообщает ТАСС.

Данный процесс ранее не был известен на Земле, однако схожие явления наблюдались на других небесных телах, например, ледяном спутнике Сатурна Энцеладе и спутнике Нептуна Тритоне.

Ранее сообщалось, что на Плутоне, скорее всего, имеются криовулканы.

#Новости #Наука #Вулканы