"Интересный Петербург город!,- пишет Аркадий Гершман в своём Живом Журнале. - С одной стороны, здесь есть единственное правильное внутригородское шоссе в России и самая современная трамвайная линия страны, а с другой – ад с парковкой, непонятные мечты о метро в каждый подъезд и ужасная сеть наземного транспорта. У меня большой вопрос к губернатору города, как такое может уживаться в одном городе.
В этом году здесь уже озвучивали планы по строительству кольцевой линии метро за 300 млрд рублей – внушительная сумма даже для Петербурга, но это лишь цена за тоннели. Сами станции, новые подстанции и поезда, которые нужно будет куда-то ставить, персонал и так далее в расчётах не учтены. Поэтому можно смело говорить, что стоимость кольца увеличится в 1,5-2 раза. Проблема лишь одна: таких денег у города нет. Из новых новостей: теперь в городе собираются пускать городскую электричку полукольцом. Типа московского МЦК, но здесь потребуется не только обновить инфраструктуру и создать удобные пересадки, а ещё куда-то деть грузовые составы в большом количестве. Но есть вариант ещё лучше!...
Проект железнодорожного полукольца включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. По задумке авторов, длина железнодорожного маршрута должна составить 53 км. Полукольцо будет включать 24 транспортно-пересадочных узла, организованные с учетом пересадок на метро. Пассажиропоток на полукольце может составить более 170 тыс. человек в сутки (около 60 млн человек в год). Разумеется, проект такого масштаба потребует финансовой поддержки федерального центра и может получить статус стратегического.
Использовать имеющуюся под носом инфраструктуру вместо десятилетий ожидания постройки туннелей метро – правильная мысль, заслуживающая похвалы. Мировая практика тут однозначная: городская электричка может быть не хуже метро при единых билетах, бесплатной пересадке, небольших интервалах и прочих вещах.
Другое дело, что отечественные попытки сделать аналог С-бана или Рер оканчивались провалом из-за изначальных ошибок: поезда пускали редко, пересадки были неудобными и к тому же платными – почему-то люди не шли с улыбками в поезда, а выбирали свою машину. Попёрло только после успеха МЦК в Москве, хотя там тоже много своих проблем и упрощений.
Кольцо сможет дать Петербургу новые связи и поднять привлекательность ржавого пояса для нового развития. Но есть одно но: людям нужно ехать в центр. В Москве в этом месяце уже хорошо прыгнули на грабли, когда жёлтую линию метро кинули в сторону от основных мест притяжения и перегрузили существующие линии. Есть шанс, что поезда посреди бывших заводов вовсе не раскатаются и вагоны будут возить воздух.
Решить эти проблемы может небольшой трёхкилометровый туннель между Московским и Финляндским вокзалами:
жирная голубая – тоннель под Невой между Московским и Финляндским вокзалами, тонкая голубая – хотелка урбаниста на будущее.
Тоннель даст короткую и быструю связку, позволит запустить диаметральные маршруты из пригородов и убрать отстой поездов у вокзалов. Решатся все те же проблемы, которые сегодня есть в Москве и которые пытаются решить проектом центральных диаметров.
Проблема лишь в том, что в Петербурге нет связи между вокзалами, поэтому её нужно создать. Это естественный путь, который уже проходили в Париже, Лондоне, Лейпциге и других городах по всему миру – не нужно высаживать людей на половине пути, если им нужно ехать дальше.
Проблемы лишь в грунте, страхе градостроителей и отсутствии российского опыта по строительству таких городских туннелей. Но я уверен, что раз Петербург смог построить самую лучшую дорогу для машин и трамвайные пути с учётом мирового опыта, то и туннель сможет сделать. Это будет явно дешевле кольцевой линии метро, в которой отпадёт смысл. Затем можно будет сделать связку подлиннее и для остальных вокзалов с пересадочными станциями под землёй".